Всем привет. Сегодня поговорим про последнюю статью в Balance Sheet – Intangible Assets или Нематериальные активы. Чаще всего они относятся к долгосрочным активам и отражаются в Балансовом отчете каждой организации.
Нематериальные активы (НА) не выражены в физической форме, то есть их нельзя потрогать.
К ним относятся:
- Патенты
- Авторские права
- Goodwill
- Франшизы
- Интеллектуальная собственность
- Квоты
- Товарные знаки
Оценка и учет некоторых из них достаточно сложны, но это дело опытных бухгалтеров. Для инвесторов достаточно читать отчет и понимать их значение.
В первую очередь отметим, что не все Intangible Assets отражаются в балансе. Там записывают только те, которые были куплены извне. Если компания создала такой актив внутри, то мы его не увидим. Например, бренд. Так как он был придуман в компании, то бухгалтер может учесть только расходы на его создание. А стоимость самого бренда учитываться не будет.
Курсы финансовой грамотности. Бесплатные тренажеры НОК, ФСФР, CFA, FRM
Хотя всем понятно, что бренды Puma или Adidas, например, стоят очень дорого и помогают компании продавать свои товары лучше. А в Balance Sheet нигде не будет указано: стоимость бренда – 1 млн долларов (к примеру).
Еще одна характеристика Нематериальных активов. На них тоже начисляется амортизация. Например, куплены авторские права или патент и у него есть срок использования. Допустим 5 лет. Стоил он 200 000 рублей. Соответственно каждый год будет списываться амортизация в размере 200 000/5 = 40 000 рублей.
Единственный НА, на который не будет учитываться износ это Goodwill или Деловая репутация.
Goodwill
Итак, интересный и немного непонятный актив – Гудвил (Деловая репутация). Обычно считается у крупных и известных компаний. Также его часто считают для успешной фирмы, которая продается. Именно сюда будет входить стоимость бренда, который до этого нигде не учитывался. Посчитать можно по следующей формуле:
То есть берем стоимость бизнеса, отнимаем Чистые активы. Получаем величину, которая условно может считаться нематериальной стоимостью предприятия или Goodwill. Так, у Coca-Cola или Adidas эта сумма может быть очень большой, так как компании известны на рынке и очень успешны.
Несмотря на то, что многие компании не собираются продаваться, они указывают стоимость Goodwill s своих отчетах. Нужно понимать и анализировать наличие Intangible Assets у предприятия, так как они показывают, чем владеет компания, приносит ли ей это доход. Какая у нее репутация и положительно ли она влияет на ведение бизнеса. Определяя ценность и успешность фирмы всегда надо учитывать Goodwill и все Intangible Assets.
В следующей статье расскажем про еще один раздел Balance Sheet – Total Liabilities или Общие обязательства.