1K подписчиков

Ирина Мирошниченко. От чеховских героинь до наших современниц

181 прочитал

В Зеленом фойе Музея МХАТ до 13 ноября открыта выставка «Ирина Мирошниченко. Путь актрисы», приуроченная к юбилею народной артистки России Ирины Петровны Мирошниченко.

В роли Матильды в спектакле Владимира Петрова «Моя дорогая Матильда»
В роли Матильды в спектакле Владимира Петрова «Моя дорогая Матильда»

Без нее невозможно представить себе Московский Художественный театр. Ведь на эту сцену Ирина Мирошниченко выходит с 1965 года, когда, окончив Школу-студию МХАТ, курс В. П. Маркова, она получила приглашение вступить в труппу МХАТа. Здание в Камергерском переулке (тогда – проезде Художественного театра) стало для нее любимым домом, а великие мхатовцы – Алла Тарасова и Борис Ливанов, Ангелина Степанова и Виктор Станицын, Михаил Яншин и Ольга Андровская, Алексей Грибов и Софья Пилявская (да разве всех перечислишь!) – ее учителями. «Я у них училась главному – мхатовской школе, отношению и любви к театру», – говорит Ирина Петровна.

В роли Даши в спектакле Олега Ефремова и Анатолия Васильева «Соло для часов с боем», 1973 г. В этом спектакле Ирина Мирошниченко сыграла вместе с корифеями театра – Михаилом Яншиным, Виктором Станицыным, Ольгой Андровской, Марком Прудкиным, Алексеем Грибовым
В роли Даши в спектакле Олега Ефремова и Анатолия Васильева «Соло для часов с боем», 1973 г. В этом спектакле Ирина Мирошниченко сыграла вместе с корифеями театра – Михаилом Яншиным, Виктором Станицыным, Ольгой Андровской, Марком Прудкиным, Алексеем Грибовым

Училась она и полностью отдавать себя сцене. Молодая актриса была плотно включена в репертуар, много играла. «В молодости работала на износ, – признается она – Практически всю свою жизнь отдавала сцене. Не могла вздохнуть. Она забирала у меня все силы и часть жизни. От очень многого я отказывалась в пользу того или иного спектакля. Не могла себе позволить второго состава. Жила без дублеров вообще. Хотя это было очень трудно. Это – в традициях нашего театра. Посмотрите: Тарасова одна, Степанова одна, Еланская одна, Андровская одна. Мхатовцы не признавали дублеров. Мне тоже нравилось, что я веду репертуар, что я единственная актриса на ту или иную роль и должна держать себя в форме. Да и опять же, считалось, что создается ансамбль, который должен задавать планку всему спектаклю…»

В роли Любови Крохиной в спектакле Олега Ефремова и Евгения Радомысленского «Уходя, оглянись!», 1976 г.
В роли Любови Крохиной в спектакле Олега Ефремова и Евгения Радомысленского «Уходя, оглянись!», 1976 г.

То, что Ирина Мирошниченко абсолютно органична и в «костюмных» ролях классического репертуара, и в современных пьесах, стало очевидно рано. В 1968 году она сыграла рассудительную и ранимую Ольгу в знаменитом спектакле Вл. И. Немировича-Данченко «Три сестры» и беззаветно любящую Треплева Машу в «Чайке», поставленной Борисом Ливановым. И вскоре – вышла с Ангелиной Степановой в пьесе «Единственный свидетель», где ей достался образ молодой женщины-врача. А потом сыграла Женю в пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина», девушку со своей личной драмой. И другую девчонку – прагматичную Дашу в спектакле-легенде Олега Ефремова и Анатолия Васильева «Соло для часов с боем».

В роли Маши в спектакле Бориса Ливанова «Чайка», 1968 г.
В роли Маши в спектакле Бориса Ливанова «Чайка», 1968 г.

Критика высоко оценивала ее игру. Вот как писали о Маше в «Чайке» Бориса Ливанова: «Великолепна Маша – И. Мирошниченко, в иные минуты встающая вровень с Ниной. Она интеллигентнее, мягче, чем ожидалось, кажется, в чем-то она родственна врачам, учителям, курсисткам чеховской прозы, в ней незаметны, приглушены экстравагантность и невеселые чудачества; называя себя Марьей, “неизвестно зачем живущей”, эта Маша прекрасно знает, зачем она живет. Для любви к Треплеву. И эта ее любовь простая и безнадежная, не ждущая взаимности, черпающая доказательства от самой себя и в себе самой, – прежде всего очень сильная любовь».

(Т. Иванова, «Чайка» во МХАТе», «Советская культура», 1969)

В роли Натальи Пушкиной, со Светланой Крючковой – Александрой Гончаровой, «Последние дни», режиссеры Виктор Станицын, Василий Топорков, 1974 г.
В роли Натальи Пушкиной, со Светланой Крючковой – Александрой Гончаровой, «Последние дни», режиссеры Виктор Станицын, Василий Топорков, 1974 г.

А это – о вводе в спектакль Виктора Станицына и Василия Топоркова «Последние дни» по пьесе Михаила Булгакова о гибели Пушкина. «Психологическую наполненность и драматическую остроту приобретает образ Натальи Николаевны Пушкиной в исполнении И. Мирошниченко. Она появляется и в сверкающей пышности бального наряда – как на знакомой акварели Брюллова. И в спокойной строгости вишневого домашнего платья. И в горестной черноте траура. Наталья Николаевна предстает в спектакле не скучающей аристократкой, а несчастной женщиной, против воли втянутой в интригу, обернувшуюся ужасной развязкой. Искренен ее крик о своей невиновности перед умирающим Пушкиным».

(Н. Зайцев, «Последние дни поэта», «Вечерний Ленинград», 1974)

В роли Сарры с Иннокентием Смоктуновским – Ивановым. «Иванов», режиссер Олег Ефремов, 1976 г.
В роли Сарры с Иннокентием Смоктуновским – Ивановым. «Иванов», режиссер Олег Ефремов, 1976 г.

В постановках Олега Ефремова по чеховским пьесам Ирина Мирошниченко играла ведущие роли. Она была Саррой в «Иванове», Еленой Андреевной в «Дяде Ване», Аркадиной в «Чайке». «В Сарре была скрытая рыдающая нота, актриса нигде не упивалась своими страданиями, была сдержанна, знала, что ничего изменить не дано», так писал Виталий Вульф о ее игре в спектакле «Иванов».

Героини Мирошниченко из современных пьес поднимались над сиюминутностью наблюдений над жизнью, над ее мгновенным «слепком». В ее классических героинях – особенно чеховских – угадывались нерв, острота, стремительность, открытость, свойственные новому времени.

В роли Елены Андреевны в спектакле Олега Ефремова «Дядя Ваня», 1985 г.
В роли Елены Андреевны в спектакле Олега Ефремова «Дядя Ваня», 1985 г.

Выставка в Зеленом фойе предлагает всмотреться в путь актрисы в Художественном театре, в длинную череду ролей, от самого первого эпизода в спектакле «Тяжкое обвинение» до бенефиса «Моя дорогая Матильда», который идет в МХТ имени А.П. Чехова сейчас. В этом посетителям помогут фотографии, костюмы, реквизит из спектаклей с участием И.П. Мирошниченко.

В роли Аркадиной в спектакле «Чайка», возобновление спектакля Олега Ефремова 2001 года, режиссер возобновления Николай Скорик
В роли Аркадиной в спектакле «Чайка», возобновление спектакля Олега Ефремова 2001 года, режиссер возобновления Николай Скорик

Фото из фондов Музея МХАТ