Найти тему
Сеть трасс Автодор

120 лет классической схеме переключения коробки передач

4 ноября 1902 года в США был выдан патент на схему переключения передач, представляющую фигуру, похожую на нашу букву Н. Сейчас трудно себе представить, что когда-то было по-другому…

Между тем на первых автомобилях передачи переключались и линейно движущимся рычагом, и педалями, и как только не придумает конструктор. Честь придумать и запатентовать удобную и быстро распространившуюся Н-образную схему принадлежит Джеймсу Паккарду – тому самому, который вместе с братом Уильямом выпускал электрику, а потом решил взяться за автомобили.

Причем взяться с досады – купив одну из первых американских машин фирмы Уинтона, Паккард отправился в поездку, которую пришлось завершать на гужевой тяге - запрячь лошадь в качестве тягача. Уинтону полетело разгневанное письмо… а спустя некоторое время был получен примерно такой ответ – вот и занимайтесь машинами сами, раз вы такой умный! Паккард… последовал совету.

-2

В 1898-м появилась модель А, уже на следующий год – модель В, где нашли применение два новшества: устройство опережения зажигания и переключение передач по схеме, повторяющей букву Н (точнее, «эйч»).

Никто не придумал лучшего алгоритма, так что запатентованная спустя еще три года схема стала общепринятой и остается таковой до сих пор. Хотя число передач несколько выросло (особенно на грузовиках), так что Н превратилась в Ж, потом в двойное Н и так далее.

Поздравляем с юбилеем Джеймса Паккарда, коробку передач и всех водителей!