Найти тему
KVAAL

Receivables или Дебиторская задолженность. Что же должны компании? Узнаем вместе с финансовой школой КВАЛ

Accounts receivable - Дебиторская задолженность
Accounts receivable - Дебиторская задолженность

Всем привет. Сегодня рассмотрим еще одну из важных статей Balance Sheet/ Это дебиторская задолженность или Receivables. Она относится к Текущим активам, так как это те деньги, которые должны компании. Например, продан товар, но отплаты еще не поступило. Вот и сформировалась задолженность покупателя, то есть дебиторская.

В отчете эта статья указывается сразу за Денежными средствами и краткосрочными вложениями (Cash and short-term investments)

Дебиторская задолженность - Accounts Receivable
Дебиторская задолженность - Accounts Receivable

Дебиторка (как ее часто называют) включает абсолютно все неоплаченные счета, которые есть у компании. Еще раз напомним, что это то, что должны фирме. То, что предприятие должно контрагентам будет называться кредиторской задолженностью.

Курсы финансовой грамотности. Бесплатные тренажеры НОК, ФСФР, CFA, FRM

Несмотря на то, что дебиторка – это актив в балансе, не всегда это показатель положительный. Не зря основные запросы в интернете относятся к фразам «как списать дебиторскую задолженность», «когда можно списывать дебиторку». Не всегда долги и кредиты возвращают, поэтому риски не получения реальных денег существуют.

Анализ дебиторской задолженности

Для инвестора и кредитора важно уметь анализировать цифры в этой статье. Одним из основных показателей для анализа состояния предприятия является коэффициент оборачиваемости или Accounts receivable turnover ratio. Продажи в кредит делятся на средний показатель дебиторки за этот же период.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Продажи в кредит за определенный период / Средняя дебиторская задолженность за тот же период.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Продажи в кредит за определенный период / Средняя дебиторская задолженность за тот же период.

Коэффициент оборачиваемости показывает, насколько эффективно компания собирает свою дебиторскую задолженность. Чем выше этот показатель, тем эффективнее политика предприятия по взиманию долгов.

Вообще два основных критерия, по которым нужно оценивать Receivables это сроки, за которые она должна быть погашена и ее размеры.

Анализировать достаточно просто. Если срок погашения долгий, то это не очень хорошо, потому что ликвидность сразу снижается. Со временем на эту сумму будут влиять разные факторы: валютные курсы, инфляция, изменения законодательства и, самое главное, увеличивающиеся риски невозврата.

Также и с количеством. Понимаем, что это не реальные деньги на счетах компании, а долги пере фирмой. Поэтому, чем выше эта цифра, тем меньше у фирмы наличных денег и больше рисков по покрытию своих издержек.

Проводя анализ, стоит обратить внимание, какая политика ведется по отношению к Receivables. Да, это деньги, которые скорей всего вернутся на счета. Но и тут лучше применять диверсификацию, чтобы снизить риски.

Также, большие и финансово стабильные предприятия часто имеют своего рода резерв, который позволит им покрыть сумму дебиторской задолженности в случае ее невозврата.

Далее поговорим об Основных средствах предприятия, как материальных активах. Рассмотрим, что к ним относят и как определить их стоимость в балансе.