Уже публиковала этот текст о писательском мастерстве в своей группе вконтакте, но пусть будет и тут.
Глава 1."Процесс письма и подсознание"
[Весь наш опыт и наши знания, закрепленные в подсознании, "всплывают" оттуда, когда они необходимы, и позволяют нам писать, выражая свою мысль, но только в тех случаях, если мы хорошо представляем, что это за мысль и что именно мы хотим сказать/показать. Когда мы формулируем тему, детали приходят к нам как будто бы сами, на деле же - подсознание выдает нам подходящие слова и сцены для передачи идеи. Если ты в писательском ступоре, значит, недостаточно хорошо представляешь, что именно хочешь сказать.]
Примерно это я и чувствовала почти каждый раз, когда писала. Айн Рэнд же очень четко сформулировала. Получается, процесс написания состоит из двух больших частей: получения опыта/знаний и их осмысления, а только затем - формулирование их в текст. Вроде бы и логично, но почему-то сама я это так четко осознать не смогла. Теперь знаю.
Эта концепция не только для писательства хороша, но и в целом для жизни: в течение жизни мы запасаем знания и опыт, чтобы в тот момент, когда перед нами встанет конкретная проблема, этот опыт аккумулировать (если надо - дополнить) и принять решение. Таким образом мы максимально используем свой интеллект, но вместе с тем даем свободу тому, что называем "интуицией". Так процесс мышления можно сделать более гибким.
[Совет: обращай внимание на то, что нравится и что не нравится в литературе, и почему именно та или иная тема/образ вызывает такую реакцию.]
Глава 2. Литература как форма искусства
[Выражайся как можно точнее!] - об этом подробнее у Норы Галь.
[Чтобы свободно пользоваться абстрактными понятиями (свобода, индивидуализм, рациональность), "вы должны знать бесчисленное множество конкретных понятий, наполняющих эти абстракции"].
[Основополагающий мотив писателя - объективировать свои ценности (показать, доказать через текст). "Человеческая система ценностей - абстракция. Прежде всего необходимо конкретизировать ее,чтобы она стала реальной и убедительной для любого".]
Глава 3. Тема и сюжет
[Важна не полнота высказывания писателя, но те ценности и взгляды на жизнь, которые он отражает в произведении косвенно, не напрямую. Тема романа не нуждается в философской нагрузке (если речь об эстетической ценности произведения). "Будьте уверены, что ваш сюжет может быть интегрирован в тему".]
[Вы можете писать на любую тему, о чем хотите, интерес читателей к вашей работе будет обеспечен, если вы сможете показать объективную причину, по которой следует интересоваться вашей темой.]
[Когда вы определились с темой, следующий шаг - интегрировать ее в сюжет, то есть раскрыть через логичную последовательность действий.]
[препятствия на пути героя создают эффект драматизации. Чем значительнее препятствия, тем лучше для романа.]
[По мнению Айн Рэнд, лучший конфликт - в пределах мышления героя, который затем выражается в действии, и, таким образом получает решение.] Айн Рэнд конфликт - это столкновение людей в другими людьми или столкновение идей в сознании человека, но не столкновение человека со случаем или силами природы. Спорно...
Айн Рэнд делит сюжеты романов на две категории: реалистичные (не имеющие четкой последовательности действий, главное в таком романе - не сами действия, а то, как они раскрывают характер персонажей) и романтические (романы с логичной последовательностью действий, в которых герой, преодолевая препятствия, добивается своей цели). Авторов, пишущих сюжеты первой категории, Айн Рэнд причисляет к фаталистам (персонажи таких авторов подчиняются воле случая), а тех, кто предпочитает сюжеты второй категории, причисляет к волюнтаристам (герои таких романов действуют по собственному выбору). Я поначалу не согласилась с этой идеей, но чем больше вспоминала книг, сопоставляла сюжеты разных романов, тем более логичной она показалась. Хотя это далеко сего лишь один из многих вариантов классификации. Сама Айн Рэнд, конечно, предпочитает "романтические" сюжеты и с пренебрежением относится к "реалистическим", но я не столь категорична.
Глава 4. Сюжет-тема
[Я спрашиваю себя: как я могу ухудшить положение для каждого вовлеченного в сюжет персонаж? Усложняя конфликт, я делаю стандартную тему оригинальной.]
Глава 5. Кульминация
[Никогда не решайте мелкие проблемы поле кульминации. Проблемы незначительных персонажей должны быть решены до нее. Однако важно, чтобы каждый конфликт был решен до конца истории.]
[Начать разработку сюжета лучше с кульминации. Если она есть, остальные события должны логически вести к ней.]
Глава 6. Как расширить возможности сюжета (как научиться писать)
[Конкретизируй абстракции: как ведет себя независимый/смелый человек? как ведут себя любящие/ненавидящие друг-друга люди?] Подобную мысль я встречала у Чака Паланика. Он советовал в качестве тренировки можно писать зарисовки, которые конкретизировали бы абстрактные понятия. Мне очень понравилась идея этого упражнения: оно помогает не только прокачивать литературный силл, но и понять себя, узнать, что именно я вкладываю в понятия "свобода", "любовь" и т.п. Причем необязательно писать, важно именно понять для себя, как конкретно в реальной жизни будет выражаться то или иное слово. [И наоборот: возводите конкретные детали к абстракциям, например, наблюдая за людьми/событиями/чем угодно и выявляя общие закономерностей их поведения].
Думай в терминах конфликтов: ищите конфликт (противостояние характеров, драматическую ситуацию героев) в романах, которые читаете, или, если в романе конфликт "слит", пытайтесь понять, как вы могли бы исправить ситуацию].
[Спросите себя, какой род конфликтов и событий заинтересовал бы вас. При ответе не ограничивайте себя моралью и не ведите себя как цензор.]
Глава 7. Характеристика
[В знаете человека/персонажа, если знаете, каковы его мотивы поступать так или иначе.
Характеристику можно показать через действие или диалог.
Все, что в говорите о персонаже, приобретает значение просто по факту включения в вашу историю. Искусство - это отбор.]
[Понимание индивидуальности... Сначала вы улавливаете непосредственную мотивацию действий человека/персонажа. Затем спрашиваете: почему такая мотивация? Вопрос "почему" задается до тех пор, пока не удастся найти глубинную мотивацию и ухватить зерно индивидуальности.] - интересно не только в контексте развития персонажей, но и в целом любопытный психологический эксперимент - его можно ставить и над собой, и над другими.
[Искусство и трудность романтической характеристики - необходимость представить архетипическое (свойственное многим людям с определенным взглядом на мир), но наделить персонажа специфическими чертами, чтобы он производил впечатление особенного человека, непохожего на других].
Глава 8-10. Стили, их специфика и проблемы
[Что писать (описывать пейзаж/действия/эмоции персонажей) + какими словами писать.] - этот выбор задает интонацию всей сцены (действие настраивает на динамику, пейзаж - на лирику и т.п).
Что любопытно, Айн Рэнд категорически против упражнения, которое очень часто рекомендуют начинающим писателям: она против того, чтобы подражать стилю другого и считает, что таким методом можно только убить собственную индивидуальность. Но думаю, решать, стоит ли учиться писательству через подражание, каждый автор должен для себя сам.
[Экспозиция - изложение того, что требуется знать читателю, чтобы понять сцену.] Особое искусство в том, чтобы органично вплести эти знания в текст, не перегружая его, но и не оставляя читателя один на один с его домыслами.
#писательство #книги #литнет #о_книгах #литература #классика #саморазвитие