После венчания я пообещала сестре съездить к Серафиму Саровскому в Дивеево и выполнила свое обещание. Этот рассказ будет и о возвышенном, и обыденном, и о смешном, и о грустном. Как обычно, как все и бывает в нашей жизни, в которой переплетается все это.
Мы разработали план поездки через Муром, после Дивеево на Саранск, а там недалеко и Ульяновск. Рассчитывали уложиться в два световых дня. Встали на трассу в восемь утра, выехав из Питера. Машина весело бежит, едем к батюшке Серафиму с лёгким сердцем, а впереди нас ждала пробка в городе Завидово. Пробка самое противное в дороге. Одни водители нервничают, другие хитрят, пытаясь по обочине обогнать, как можно больше машин, упираются в заграждение и пытаются пролезть впереди тебя, создавая неприятные ситуации. Я не хочу, чтобы влезали перед нами, а Слава мой пропускает. Он добрый. Мы видели, как легковушку, пытавшуюся пролезть мимо КАМАЗа, последний размазал по бетонному ограждению. Жигуль попал в мертвую зону, водитель его просто не видел. Вот и обогнал, торопыга. Надеюсь, что там все живы остались, но машину помяли капитально. Мелькали города, села, время летело и вот уже надвигалась ночь. Надо было становиться на ночлег. Таня звонила два часа назад, требовала, чтобы мы срочно останавливались в мотеле. А мотеля подходящего никак не находили. В одном дорого, в другом душ общий в коридоре, в третьем охраняемой стоянки нет. Часов в десять вечера нашли мотель под весёлым названием "Гараж". Спросят: "Где вы ночевали?" " В Гараже!" - ответим мы. Машину поставили рядом на стоянке. Сходили в кафе при мотеле, вкусненько поужинали, помылись в душе, отзвонились Андрюше и сестре Тане и улеглись смотреть телевизор. Я возила с собой любимую пуховую подушку. И в машине клала на нее голову, прислонив к окну, и в мотеле спала, как барыня, на гусиной воздушной подушечке. Да и у Андрюши тоже. Возите с собой подушку, не пожалеете!
Рано утром позавтракали в кафе, поблагодарили администратора и в путь. В Муроме проезжали необыкновенный космический вантовый мост через Оку. Мост уникальный, знаменитый. Он будто парит в небе.
Сам Муром - красивый старинный город с церквями, постройками с царских времён из красного кирпича, с березами и липами, теряющими последние листочки. Много частного сектора. Дома в окрестностях Мурома потрясающе красивые. Таких резных наличников я нигде не видела.
Причем, ни у кого не заметила одинаковых, каждый дом украшен эксклюзивно, так сказать.
В Дивеево мы прибыли в полдень.
К началу XX в. Серафимо-Дивеевский монастырь – это: шесть храмов;
десятки мастерских, полностью обеспечивавших нужды обители, да не только ее: например, сестры шили одеяния для братии Саровского мужского монастыря; богадельня, больница, даже зубоврачебный кабинет; приют для девочек, куда принимали, как правило, сирот или бедных; здесь обучали ремеслу, Закону Божию, церковному пению; многие воспитанницы принимали потом иночество, еще большему числу приют помог устроиться в мирской жизни (из Википедии)
Главная ценность монастыря - Святая Канавка, освященная самой Богородицей.
Начал рыть ее сам батюшка Серафим. Продолжили его дело монахини. Рыли даже зимой, складывая землю валом. Канавка глубиной два метра опоясывала монастырь, служа преградой для злодеев, по ней проходили "Стопочки Царицы Небесной" по словам преподобного. На территории Серафимо-Дивеевского монастыря несколько святых источников, в которых совершают в любое время года омовение паломники.
Рака с мощами батюшки Серафима находится в главном Троицком храме.
Я, конечно, не подготовилась, была в вишнёвых бархатных штанах и куртке. На входе в храм на столе в притворе лежали десятки юбок с запАхом, одевающиеся, как фартуки. Я увидела, как женщины, пришедшие, как я, в брюках, оборачиваются этими юбками и повязывают головы одноразовыми косыночками. Я тоже все это проделала. Слава меня не дождался, ушел вперёд. Когда я, перекрестившись, зашла в храм, увидела его, стоящего среди верующих на коленях. Он молился вместе со всеми, а священник читал Евангелие. А я встать на колени уже не могла. Встала в сторонке, слушаю, крещусь, а сама высматриваю, где же рака? А она в самом центре на возвышении. Около нее женщина в черном одеянии подаёт прихожанкам какие-то блюда, на которых изображен святой Серафим. Я протянула женщине в черном пятьсот рублей, думая, что мне тоже сейчас дадут такую же реликвию. А служащая перекрестилась и положила мою денежку в ящик для милостыни. "Ну, и хорошо, - подумала я, - На храм уже подала". Встала в очередь к раке с трепетом в сердце, молюсь про себя, прошу здоровья и счастья сыну, мужу ,сестре, всем родным и близким и в последнюю очередь себе. Подошла к усыпальнице, перекрестилась три раза, наклонилась над ней, чтобы приложиться к стеклу и увидела руки святого, как живые, от них шло какое-то удивительное тепло.
Купили иконы, свечи для себя, для Танечки и для Елены Васильевны. Вышли просветлённые. Спросила мужа, за кого он так горячо молился? "За сына, за мать и за тебя, конечно", - ответил он. Потом мы обошли Святую Канавку Богородицы - 500 метров (полкилометра). Сто пятьдесят раз прочитала молитву: Богородице дево радуйся...
Обошла всю Канавку, а ноги-то болели. Ничего справилась. Вышла, села на скамеечку. Отдыхаю. И тут мой муженёк вдруг начал на меня сердиться. "Вставай, говорит. Хватит рассиживаться. Ехать надо!"
Доковыляла до машины, кое-как успела в нее сесть, и Слава рванул с места, помчался по улице от монастыря. На выезде из Дивеево нас подрезала легковушка, причем справа. Муж крутнул руль и чуть не свалил машину в овраг. Остановился, положил голову на руль и сидел молча минут пятнадцать. Я тоже молчу, напугалась не на шутку. Он повернулся ко мне и говорит: "Прости, Оль, не знаю, что на меня нашло?" Я понимала, что он ворчал неспроста: впереди огромное расстояние, а времени уже больше двух часов. Осень, темнеет быстро, а муж очень не любит ездить ночью (тяжело и опасно). Вот ведь, какая история. Дальше мы поехали по навигатору. Мирно и дружно. Привел нас товарищ навигатор в секретный город Саров, к шлагбауму с автоматчиками. Въезд в город по пропускам, запретная зона. Приехали!
А навигатор проложил уже другой путь на Арзамас. Мы поехали туда, куда он нам велел. Ехали, ехали и приехали на какой-то хутор, обогнали старика с козой. Дедуля нам поведал, что эта дорога, по которой мы едем, не достроена, и по ней на тракторе не проедешь. Ну что же? Нашли ещё одну дорогу на Арзамас, на сей раз настоящую. Проезжали город, когда солнце уже садилось, его лучи золотили бесчисленные купола церквей. Красота неописуемая!
Полюбовались на Арзамас, старинный русский город с богатой историей, город писателей и атомщиков, на его ажурные церкви, вычурные дома арзамасских купцов.
На въезде в Мордовию нас накрыла ночь. Ни огонька, ни указателя. Едем, как в космосе. Наконец, деревенька. Фарами осветили идущих по дороге бабушку с парнишкой. На вопрос, правильно ли мы едем в Ульяновск, они закивали головами, а подросток махнул рукой, показывая направление. Немые что ли были? Ни словечка нам не сказали. Ну, ладно, едем дальше. Вдруг из чернильной осенней темени перед нами открылась дивная картина: дорога, по которой мы ехали спускалась на мост через реку, а за ним в огоньках лежал город. Прочитали указатель - Первомайск.
Слава притормозил и схватился за голову.
- Что такое? - спрашиваю.
- Мы заблудились!
- Как это заблудились?
- Мы вернулись назад!
- Давай посмотрим карту!
Я вытащила из бардачка Атлас автомобильных дорог. Слава нажал на лампочку на потолке машины, Внутренность салона тускло осветилась. Кое-как рассмотрели, что все правильно, что это другой Первомайск! Ура! (А сколько их в России городков с названием Первомайск?) Через мрак Мордовской непроглядной ночи мы, наконец-то, добрались до Саранска. А там на кольце от усталости или от темноты Слава свернул раньше. Что делать? - Развернулся и поехал назад, на правильный съезд. Около шикарного поста ГАИ, похожего на межпланетную станцию, сияющую среди ночи, нас остановили. Славу повели "под уздцы" внутрь этого великолепия. Там ему начали внушать, что он выехал на встречку. Муж держался, как партизан. Нет, и все! Не выезжал, только нарушил разметку!
Перепирались долго, время шло. Я сгрызла все кулаки, переживая за Славу, которого прекрасно видела, как рыбку в аквариуме. Но вот, он уже бежит ко мне.
- Оштрафовали? - спрашиваю.
- Нет, какой-то другой нарушитель подвернулся на мое счастье. Настоящий. К нему и побежали блюстители. "Взбодренные" ситуацией мы поехали дальше. До дома оставалось всего-ничего, 300 километров, которые мы благополучно преодолели. Домой зашли в три часа ночи живые и невредимые. Спасибо батюшке Серафиму!