Во все века представители коммерческой сферы хорошо умели считать деньги, причем как свои, так и чужие. Свой интерес не упускали даже в делах сердечных. Порой сила выгоды затмевала все человеческие чувства.
Подарок с подвохом
Жил на Большой Морской коммерсант Всеволод Григорьев. Последние несколько лет жил он вдовцом. Пришла пора выдавать дочку замуж. А значит самое время – задуматься о подарке. «Важно, чтобы подарок был полезен не только молодым, но и содержал выгоду для самого дарящего», – по крайней мере, так размышлял про себя Всеволод Анисимович.
В итоге он не придумал ничего лучше, чем приобрести лотерейный билет. Надо сказать, что в ту пору стоимость билета была не больше гривны, а выиграть можно было до ста тысяч рублей.
Разного рода лотереи всегда поощрялись государством – весьма неплохой способ пополнения казны. «Первопроходцем» в лотерейном «бизнесе» стал часовщик Яков Гассениус, который отстегивал петровской казне кругленькую сумму, не забывая баловать и себя любимого рубликом с каждого билета. Ну а в последующие столетия увлечение дворянства благотворительностью сыграло на руку и дальнейшему развитию лотереи в России.
Что же до Всеволода Анисимовича, то, вложившись минимально, он рассчитывал получить весьма неплохую долю в случае выигрыша. Поэтому за свадебным столом, вручая свой подарок новобрачным, он демонстративно разорвал билет на две части, одна из которых досталась жениху с невестой, а другая надежно осела в нагрудном кармане новоиспеченного тестя.
Судьба нашла героя
В пору, о коей идет рассказ, началось строительство Транссибирской магистрали, и молодые супруги были вынуждены оперативно собраться и отправиться сразу после свадьбы в Новосибирск (супруг Веры Всеволодовны, будучи инженером, - по долгу службы, а сама она – по долгу преданной и верной супруги).
Через месяц после их отъезда Всеволод Анисимович получил благую весть – лотерейный билет оказался призовым, сумма выигрыша по тем временам немалая – 90 тысяч рублей. Да вот беда – от молодых не было ни слуху, ни духу, а билет погасить можно было только в целиковом виде. Без предъявления такового вся сумма выигрыша отходила в государственную казну.
Раздосадованный Григорьев, не имея никакой возможности найти сгинувших родственников, обратился во все сибирские газеты, объявив достойное вознаграждение тому, кто хоть что-то сможет сообщить о местонахождении молодых людей. Не переживания за судьбу детей двигали коммерсантом, а страх лишиться заветного выигрыша…
Впрочем, как и любая женщина, судьба, видимо, тоже не любит скупых и жадных представителей сильного пола.
То, что начертано рукою Провидения
Уж недоступно впредь для изменения,
Ни доводам ума, ни знаниям богослова
И никаким слезам не смыть судьбы решения.
Омар Хайям
Понимая, что срок погашения билета неумолимо истекает, а шансы отыскать дочь и зятя равны нулю, Всеволод Анисимович безбожно запил. Подстрекаемый «зеленым змием» он взял и спалил бестолковую половину билета, а вместе с ней и всю квартиру целиком со всем находящимся в ней добром. Хорошо – сам жив остался!
Единственное, что уцелело во время пожара, – это небольшая икона Николая Чудотворца, которую прислуга Григорьева успела вынести. И вот здесь Всеволода Анисимовича ждал нокаутирующий удар!
Перед отъездом дочь Вера Всеволодовна бережно спрятала вторую часть лотерейного билета за икону, и та благополучно спаслась из огня. Теперь уже судьба смеялась над скупцом во весь голос, а последний рыдал от безысходности на пепелище собственного дома, на восстановление которого должно было уйти в два, а то и в три, раза больше средств.
Жаль, что о мудрости предшествующих поколений мы вспоминаем с опозданием, а ведь как прав был Квинт Гораций Флакк: «Недохват есть всегда у ненасытного!»
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!
Это интересно
И еще больше 1 000 историй у нас на канале