На днях российского представителя в ООН Небензю подняли на смех по поводу его заявления о боевых комарах способных выживать в суровых зимних условиях России. А между тем зря. Комара конечно дрессировать достаточно мудрено и зимнюю шубку на него шить то еще удовольствие, но у этой истории есть вполне себе исторические прототипы как на Древней Руси, так и в Европе. Этому посвящена небольшая статья моего коллеги - историка фортификации Филиппа Гавриленко. Читайте и наслаждайтесь.
Каждый раз, когда московиты в очередной раз начинают обвинять Украину в разработках биологического оружия, переносимого насекомыми, птицами и прочим зверьём, я вспоминают старину Франца Хельма (1500-1567), который жил и творил в 1-й половине - середине 16 в в Германии. Он был поклонником артиллерии и всякого рода применения взрывных смесей. Где-то ближе к 1530-м гг. из под его пера вышел рукописный трактат, где автор описал разные способы подрыва и изничтожения противника путём применения всего того, что может гореть и взрываться.
Одной из проблем, которую пытался решить изобретатель, была необходимость уничтожения изнутри труднодоступных укреплений. Для этого он, пользуясь отсутствием в те времена общества защиты животных, предлагал использовать всю доступную живность, которая имела привычку обитать в укреплениях, особенно домашних летающих птиц и котов. Автор свой план описывает просто - подойдя к проблемному для взятия укреплению солдаты должны были озаботиться отловом всякого подходящей живности, к которой затем привязывались "ранцы" с горящей смесью, после чего вынужденных диверсантов нужно было отпустить, и те из страха должны были помчаться домой, т.е. внутрь укрепления, спрятаться там где-нибудь в укромном месте (желательно на чердаке или в стоге сена) и тем самым вызвать пожар.
Однако, судя по отсутствию описаний успешного применения данной тактики в осадном деле раннего нового времени, даже если и случались попытки такое исполнить, к явно видимому успеху они не приводили. Тем не менее, идея будоражила умы инженеров-пироманов вплоть до 17 в., что видно по многочисленным копиям трактата с акцентом на различные визуальные вариации атак животинок на укрепления.
Интересно, что отдельные западные исследователи, которые занимались изучением темы использования мелких животных в атаках на укрепления, самые ранние свидетельства размышлений на подобную тему обнаружили ещё в древнегреческих текстах 3 в. до н.э. (ох уж эти греки!). А затем, двигаясь уже в сторону средневековья, наиболее ярким примером использования подобной тактики зачастую называют историю с нашей старой-и-не-всегда-доброй княгиней Ольгой, которая, согласно летописным сведениям, в 946 г. сожгла Искоростень (Украина, Житомирская обл.), использовав птиц именно так, как без малого 6 веками позднее предложит их использовать Франц Хельм.
Ссылки по теме:
- Статья на тему: Как сделать кошко-ракету (на англ.)
- Трактат Франца Хелма
Гавриленко Филипп. Ищите его профиль на ФБ
От себя добавлю, что создание в средневековье и более ранние времена управляемых носителей биологического оружия по всей вероятности не вышло за рамки экспериментов по причине того, что тогдашняя артиллерия с этим и так успешно справлялась, котиков на все лаборатории не хватало, а разработчики не пользовались ОЗК с противогазами и очень быстро все примерли. Главное чтобы сейчас Небензе не пришла в голову мысль котиков в снаряды засовывать или делать из них живые торпеды.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение