Чтобы подчинить себе бодрый столичный ритм Еревана, придется разобраться с тем, как лучше всего передвигаться по городу. Выбрать оптимальный вариант общественного транспорта вам поможет наш гид, в котором мы собрали, проверили и структурировали информацию обо всех доступных способах передвижения. Актуальная стоимость проезда, графики движения и местные особенности, не очевидные на первый взгляд — в нашем большом материале.
Маршрутное такси и автобусы
Самый популярный вид общественного транспорта в Ереване — маршрутные такси и автобусы. Стоимость проезда здесь довольно низкая: поездка стоит 100 драм, обычно оплату передают водителю на выходе. Пока принимают только наличные, но в 2022 году планируется введение безналичной оплаты, правда, не на всех маршрутах. Недавно столичный парк автобусов обновили, и в некоторых из них появились аппараты для оплаты проезда (принимают только монеты номиналом в 100 драм), USB-разъемы для зарядки телефонов и кондиционеры. По возможности советуем отдавать предпочтение именно автобусам: к сожалению, маршрутки зачастую находятся в очень плачевном состоянии, но при этом почти всегда переполнены.
Прокладывать маршруты удобно в приложении Яндекс.Транспорт: здесь отображаются все остановки наземного транспорта и генерируется оптимальный вариант поездки.
Только что приземлились в Ереване и не знаете, куда бежать дальше? Первые шаги в Ереване.
Из аэропорта в Кентрон (центральный район) можно доехать автобусом №201 за 250 драм.
Расписание: курсируют с 7:00 до 23:00, с интервалами в 10-15 минут.
Как оплатить: наличными водителю
Стоимость: 100 драм (дети до 7 лет бесплатно)
Метро
Второй по популярности вид транспорта в армянской столице — метро. И, хотя здесь всего одна линия и 10 станций, между которыми курсируют двухсоставные поезда, местные и туристы регулярно передвигаются по городу именно в подземке. Движение поездов в ереванском метрополитене открыли в 1981 году, а последнюю станцию в 1996 году. Пик нагрузки на местное метро пришелся на 1990-е, потому что во время карабахской войны из-за частого отсутствия электричества троллейбусы и трамваи не функционировали.
Почти каждая станция ереванского метрополитена — уникальный архитектурный объект. Обязательно исследуйте невероятную входную группу с фонтанами у «Площади Республики» и рассмотрите вблизи образчик армянского модернизма вестибюль метро «Еритасардакан».
Кстати, в метро официально запрещена фотосъемка.
Расписание: поезда курсируют с 7:00 до 23:00 с интервалом в 7 с половиной минут в обычное время, 5 с половиной минут в час пик и 8 с половиной минут в нерабочие дни.
Как оплатить: купить жетон в кассе около входа
Стоимость: 100 драм
Троллейбус
Троллейбус не только выигрывает номинацию самого дешевого транспорта в армянской столице, идеально справляется с особенностями холмистого рельефа, но еще и самый экологичный. Первая троллейбусная линия была запущена в Ереване в 1949 году. Сейчас в городе 5 действующих маршрутов.
- №1: Площадь Гарегина Нжде — Джрвеж
- №2: ТЦ «Клайк» — музей «Эребуни»
- №9: Аван — Госцирк
- №10: 5-й и 6-й микрорайоны Нор Норка — станция метро «Барекамутюн»
- №15: 15-й район — аэропорт «Эребуни»
Расписание: троллейбусы курсируют с 6:30 до 23:00 с интервалом в 10-15 минут
Как платить: наличными водителю
Стоимость: 50 драм
Такси
Если вы цените личное время и пространство, то самой оптимальной опцией передвигаться по Еревану для вас будет такси. Здесь представлены несколько агрегаторов: Яндекс.Такси, GGtaxi, Bolt.
Цена за 1 км в среднем составляет 100 драм, минимальная стоимость поездки ~ 400 драм. Во всех приложениях есть возможность выбрать класс машин: «Комфорт», «Бизнес» или грузовой, а вот детских кресел, здесь, к сожалению, практически не встретить. По возможности всегда лучше не пользоваться тарифами «Экономом» и «Старт»: кондиционеров в таких машинах, как правило, нет, да и в целом состояние автомобилей и манера езды водителей оставляет желать лучшего.
Как не быть обманутым в такси?
Как платить: можно привязать карту (МИР работает), либо платить наличными в конце поездки
Стоимость: по центру 400~800 драм
Самокаты и велосипеды
В Ереване можно брать в аренду двухколесный транспорт, есть несколько операторов велошеринга и кикшеринга: Jet, Mimo, BusyFly, Yerevan Ride.
К сожалению, движение самокатов и велосипедов пока никак не регулируется, а это значит, что никто из прохожих не застрахован от неприятного столкновения с велосипедистом или самокатчиком. Поэтому передвигаясь по городу на самокате и велосипеде будьте внимательны ко всем участникам дорожного движения и обязательно используйте защитный шлем.
Как платить: привязать карту через приложение
Стоимость: от 30 драм в минуту или от 1 000 за однодневный тариф
Автомобили
Если у вас нет собственной машины, то можно воспользоваться сервисами аренды авто, от крупных международных операторов до маленьких местных частников. Изучите условия и выберите подходящие у Hertz, LocalRent, Qrent, Swift Rent и у других.
Чтобы арендовать машину у вас везде обязательно попросят российские права, а вот критерии возрастных ограничений и водительского стажа у всех разные.
Как платить: оставить залог, наличная или безналичная оплата; иногда просят доплату за мойку
Стоимость: от 7 000 драм в сутки
Мопеды и мотоциклы
К сожалению, таких сервисов аренды мопедов и мотоциклов в Ереване, которые можно было бы рекомендовать, мы не обнаружили.
Пешком
Несмотря на столичный статус, Ереван довольно компактный город, поэтому не пренебрегайте пешими прогулками особенно на короткие расстояния в центре. Тем более, что в пиковые утренние и вечерние часы это остается чуть ли не единственной альтернативой. Но, как и во всем, адекватно оценивайте свои силы и лучше не пытайтесь с наскока покорить пятикилометровые дистанции из Норк-Мараша в Арабкир: ереванский ландшафт — то еще испытание ваших физических возможностей.
P.S. В эмигрантских чатах пользователи в числе первых проблем ереванской транспортной системы отмечают плохую не унифицированную навигацию, отсутствие единой транспортной карты, слишком длинные интервалы между рейсами, неудовлетворительное техническое состояние парка и плохое покрытие транспортом некоторых районов. Будем надеяться, что озвученные проблемы дойдут до соответствующих ведомств, и с помощью экспертов-урбанистов и активной общественности чиновники смогут предложить оптимальные пути решения.