Найти тему

Как выжить в условиях неопределённости

Если вы сейчас в тяжёлой жизненной ситуации, прочитайте про человека, который выжил в концлагере и прожил 92 года. Виктор Франкл настоящий герой и пример жизнестойкости человека в нечеловеческих условиях 🙏🏻❤️
Если вы сейчас в тяжёлой жизненной ситуации, прочитайте про человека, который выжил в концлагере и прожил 92 года. Виктор Франкл настоящий герой и пример жизнестойкости человека в нечеловеческих условиях 🙏🏻❤️

На этом фото Виктор Франкл, который прошел через все этапы холокоста. Он потерял всех близких и на момент освобождения был на грани отчаяния. Остаться свободным и рассудительным ему помогла логотерапия. В мировом сообществе Франкл в первую очередь известен как автор книги «Сказать жизни да». В ней собраны воспоминания о концентрационных лагерях. Личное спасение Франкла было в рукописи, которую он тайно пронес в Освенцим. Но она была утеряна, и смысл Франкла был в ее восстановлении. Однажды он возвращался с работ в шахтах. Ноги отморожены, сил нет, вокруг смерть, нет надежды, представления, когда этот ад закончится. Он был готов сдаться (а в тех обстоятельствах это значило умереть), но тут же представил, как стоит в теплой и светлой аудитории и читает рукопись, где описано всё, что он пережил вместе с сотнями тысяч людей. Желание рассказать о пережитом стало смыслом его жизни. Он выжил в нечеловеческих условиях и прожил 92 года, в 67 лет начал брать уроки пилотирования, до 80 лет занимался альпинизмом.

Когда ему было 4 года, перед сном он внезапно задумался о смерти. И понял, что умрет. Тогда же появился фундаментальный вопрос логотерапии: не уничтожается ли быстротечностью жизни сам ее смысл? В детстве Виктор Франкл хотел написать историю с таким сюжетом: человек потерял блокнот, ему вернут его с одним условием — нужно объяснить, что означают краткие записи в нем. Это список «личных праздников жизни», дни, когда владельцу особо повезло. Он анализировал каждый день и искал, что же в нем было хорошего. Такой подход он называл «искусство жить». Это особенно помогало ему в концлагере. 

 

Даже если не получалось найти ничего хорошего, Франкл шел от противного: «Могло быть и хуже». Логотерапия появлялась из бытовых ритуалов. Еще подростком, Виктор по утрам лежа в кровати думал о смысле приближающегося дня, а именно: что хорошего он принесет конкретно ему.  

 

Наше существование держится не столько на удовлетворении потребностей, сколько на надежде и смысле. Мы строим планы и радуемся, когда они реализуются. На войне нет никакой определенности. Жизнь превращается в один день. Главное - пережить его и выжить. В этом весь смысл. Люди, возвращаясь с поля боя, перед сном говорят: «Ну вот, еще один день прожит». В критической ситуации человеку сложно думать о чем-то, кроме биологического выживания. Чтобы остаться в живых, должна быть сильная цель и смысл жизни, например, вернуться домой целым, вырастить детей, написать книгу о военных событиях.  

 

Когда драматические события закончены, человек остается наедине со своей историей, все психологические и эмоциональные процессы, которые были перебиты выживанием, накатывают комом. Большая часть самоубийств тех, кто воевал, приходится на послевоенный период. Франкл тоже был на грани самоубийства. Вскоре после освобождения он узнал, что все его родственники мертвы, многие рукописи утеряны. Он ощущал потерю смысла жизни до тех пор, пока не вернулся к работе. 

Для себя Франкл решил, что эта история произошла с ним неслучайно. Судьба захотела проверить действенность его теории, он достойно прошел испытание и смог помочь десяткам тысяч людей.

Правила жизни от Виктора Франкла: 

Пока у человека есть смысл, он жив.Смысл можно найти, но не создать. И быть он может где угодно. 

 Любые мелочи исполнять столь же тщательно, как и самое великое дело — с тем же спокойствием, что и самое незначительное.  

Всё делать не к крайнему сроку и начинать с самого неприятного и тяжелого. 

Время. После концлагеря Виктор Франкл полностью переосмыслил свое ощущение времени, пытался использовать его максимально экономно. Даже в немногочисленные выходные он надиктовывал будущие статьи и книги.