Противостояние Megadeth и Metallica, которое длилось доброе десятилетие - это тема, которая со временем набила изрядную оскомину у фанатов. Но когда то было не так. До самой середины 90-ых это была одна из самых горячих тем среди любителей тяжелой музыки, и это было оправданно - нет ничего более захватывающего, чем наблюдать как два монстра, набравших полный ход обмениваются нокаутирующими ударами.
Именно к 1990-му году гонка достигла апогея, когда Дейв Мастейн смог собрать действительно сильный состав группы.
Как я уже упоминал, я в то время был немного в стороне от этих споров, поскольку больше слушал классический рок, в то время как большинство моих друзей очень много обсуждали все нюансы развернувшейся схватки. 1988 - 1992 годы - это был пик! Когда вышел And Justice for All...только ленивый не сидел дома с гитарой и не снимал One, или не пытался хотя бы приблизительно воспроизвести рифф из Blackened.
Выход Rust in Reace снова смешал все карты. Что и говорить...это было нечто! Даже меня, наблюдавшего как бы со стороны, зацепило.
Тут Megadeth играют так, словно на полном серьезе хотят закатать Главного Конкурента в асфальт, порвать в куски, не оставить мокрого места...Конечно, это была сильная заявка. Первые две вещи - это абсолютный разнос всего и вся...Мы восприняли этот альбом как своего рода ответ на And Justice for All...В нашем кругу было много разговоров на эту тему. Надо заметить, что в то время тот же Кирк Хэммет был безусловным авторитетом, не говоря уже о Джеймсе Хэтфилде - "Метла" была на пике формы. Достаточно поднять видео выступлений тех лет, чтобы в этом убедиться - Хэтфилд просто какой-то монстр, настоящий хищник на сцене, а сами концерты Metallica сполна передают суть популярного выражения "трэш и угар". Что можно было противопоставить этой машине? Но Мастейн и Ко смогли удивить!
"Фридман "сделает" и Кирка и Хэта, обоих!"
"Кирка - сделает, легко, но не Хэтфилда! Как Хэтфилд играет ритм - не играет никто! Вдвоем они "убирают" и Фридмана и Рыжего заодно тоже!"
"Ну как сказать! Все наоборот. Рыжий и Фридман на пару - "делают"любую трэш-команду, и Метлу в том числе!"
Не было конца этим спорам.
Надо сказать, что Марти Фридман стал действительно сильнейшим козырем в обойме Megadeth. Но...не только сам по себе, а именно в дуэте с Мастейном. Это важно! У них абсолютно разный стиль игры, во многом - это прямо противоположный подход к построению музыкальных фраз на гитаре, и именно это и стало сильнейшей чертой, которая отличает весь материал альбома Rust In Peace - контраст!
Я помню, что иногда выключал кассету после первых двух вещей - Holy Wars... и Hangar 18 - это было как сразу стартовать в режиме "газ в пол". Гитарные соло и обилие риффов и ритмических рисунков требовали паузы, чтобы как то все это переварить. Бешеные, психованные соло Мастейна чередовались с изящной и продуманной игрой Фридмана и это была бомба. Когда Мастейн срывается в очередной штопор, выдавая шквал яростных нот, начинаешь думать, что это, пожалуй, не совсем музыка, скорее - эквивалент энергии, но затем вступает Фридман со своей элегантной игрой и уже ловишь себя на мысли, что это тоже искусство, даже в таком немузыкальном стиле как трэш. Мне особенно нравится раскачивание ритма в середине Hangar 18, на фоне которого Фридман играет что-то восточное...один из лучших моментов на диске.
Пока занимаешься поисками отвалившейся челюсти ...где-то под столом...то думаешь, что после такого разноса, который был в первых двух вещах, группа сделает что-нибудь попроще или более спокойное, но не тут то было! Take No Prisoners - это еще один безумный паровоз, который несется на всех парах и только в Five Magics будет небольшая разрядка, где Эллефсон играет мрачноватый отрезок на басу. В любом случае и этот фрагмент - только затишье перед бурей. Надо заметить, что на альбоме не просто "есть бас", а он играет существенную роль в создании общего эффекта. Сопливые баллады - не предусмотрены. Их в какой-то мере замещает еще один мрачный "басовый" трек - Dawn Patrol.
Poison Was the Cure - это разухабистый, совершенно "угарный" номер, сделанный в бешеном галопе. Tornado of Souls - один из шедевров стиля, наглядное свидетельство того, что и в экстремальном металле можно делать что-то художественное и "рассказывать истории". Отдельная такая история - это соло Марти Фридмана, из-за своей красоты и элегантности оно по праву считается одним из лучших в наследии Megadeth.
Но я пропустил Lucretia - эта композиция до сих пор звучит свежо и ностальгически. В обертку трэш снова завернули что-то более осмысленное и мелодическое.
И почему-то со временем стала очень нравиться завершающая Rust In Peace... Polaris. Из-за не спадающего градуса экспрессии на протяжении всего трека. По большому счету - этой группе удалось проехать всю трассу в режиме бешеной гонки, от старта и до клетчатого флага. И нет ничего удивительного, что после прослушивания остается чувство легкого головокружения от обилия ритмических рисунков и запредельно искусных гитарных соло. Да, многие моменты далеки от музыкальности, это особенно бросается в глаза, если вдруг переключиться на подобную музыку сразу после альбомов 60-ых и 70-ых. Но таков жанр. Тут больше речь о передаче бешеной энергетики, скорости. И надо отдать должное группе - музыка тут тоже есть. Хорошие гармонии, сложные вокальные мелодии, и прекрасные гитарные соло.
В этом смысле получился альбом отлично работающих контрастов. Ломаные ритмические рисунки и эффектные мелодии. Ярость, дисгармония Мастейна и элегантность Фридмана. Безумный галоп и мешанина звуков и тут же - очевидная красота гитарных соло. Все это отлично работает как единое целое.
Мне никогда особенно не нравился звук на пластинке. Ударные звучат немного размыто, им не хватает "пробивного" саунда. Бас слушается хорошо, но гитарам тоже чуть не хватает плотности звучания. С другой стороны - это делает микс оригинальным, не похожим ни на что другое. В конце концов, все желающие могут посмотреть и послушать Rust In Peace Live. Со звуком там все в порядке, но есть один большой минус - в обойме группы уже нет Марти Фридмана, так же как за ударными отсутствует Ник Менза. В остальном же - отличный концерт, где группа играет материал с легендарной пластинки от начала и до конца в режиме нон-стоп.
На этом сегодня прощаюсь.
Всем мира, добра и хорошей музыки!