Чем покрывать дубовое изделие? Вот в чем вопрос. Последнее время я пользуюсь лакокрасочными материалами 5-6 производителей: «Борма», «Белинка», «Либерон», «Люксенс», «Петри» и «Maz-Slo»… Если рассмотреть комбинации покрытия деревянного изделия, то получается минимум 128 вариантов.
Только используя ЛКМ от «Maz-Slo» я пробовал четыре варианта покрытия дуба. В конце концов я понял, что перепробовать все варианты просто нереально.
Но вопрос все-таки остается открытым. Понятно, что на «деревянном» форуме столяры рекомендуют дорогущие немецкие масла «ОСМО». Это и понятно, если подсел на «ОСМО» – другие ЛКМ пробовать страшно, можно испортить изделие стоимостью 20-50 тысяч рублей. Из профи мало кто склонен экспериментировать с новыми маслами. Как ни странно, территория разных ЛКМ остается неисследованной.
Лет пять назад я посетил «деревянную» выставку в Сокольниках. Там мне и подарили маленький пузырек масла с твердым воском с интересным названием «Maz-Slo». Ребята на стенде божились, что масло отечественного производства. Я не придал этому событию особого значения, поскольку на тот момент у меня в запасе было три банки «Бормы» (Италия). Попробовал покрыть этим новым маслом ручку ножа, вроде легло неплохо и не пахло. На этом и успокоился. Но с год назад, когда начал делать дубовые рамки для наград, опять столкнулся с выбором ЛКМ для дуба. Пробовал покрывать маслом от фирмы «Белинка» (Польша), но на мой взгляд, структура дуба под «Белинкой» прорисовывалась недостаточно. Тут я вспомнил о пузырьке «Maz-Slo», который уже года 4 пылился в шкафу. Попробовал покрыть им, текстура дуба прорисовалась замечательно.
В общем, весной, послушав Мишустина про то, что отечественный производитель должен переходить на импортозамещение, решил окончательно перейти на материалы от «Maz-Slo». Согласитесь, что совсем не патриотично покрывать витрину для русских наград польским, а тем более американским маслом.
Плохие новости. Малярный скотч подорожал в два раза, в прошлом году я покупал малярный скотч 50 м рублей за сто. В августе в местном сельмаге купил скотч за 200 руб. Водный лак «Петри» (США) подорожал с 2000 р до 3400 р за банку 0,9 л. Хотя доллар упал к прошлому году…
Да и после начала спецоперации я столкнулся вплотную с исчезновением некоторых ЛКМ. Как только я узнал, что ОБИ вновь работает, я метнулся за пропиткой «Либерон» (Франция). Я был сильно разочарован, нужной пропитки в продаже не было… А всегда была на… Видимо, немцы отступили и при отступлении прихватили французскую пропитку с собой. Тут же глянул американский лак «Петри» – он подорожал почти в два раза. Вывод один – импортозамещение. Во всяком случае, товар не пропадет с полок.
Покрываем дубовую рамку отечественным масло-воском и мастикой Maz-Slo
Сразу хочу сказать, что покупать масло в мелкой таре не очень экономно. Сейчас 100-граммовая бутылочка масла с твердым воском стоит 200 руб… мне, конечно, удобнее пользоваться маленькой бутылочкой, но литровая банка того же масла стоит 1200 руб. В целях экономии, конечно, надо переходить на литровый розлив.
Подготовка к покрытию рамки начинается еще до ее сборки. Детали рамки изначально отфугованы, и на первый взгляд поверхность деталей очень гладкая. Но стоит её намочить – поднимается ворс и поверхность дуба становится шероховатой. Ворс также скрывает рисунок древесины.
Для начала мочим детали – протираем их мокрым тампоном. Тщательно высушиваем. Прогоняем на гриндере, если гриндера нет… отшкуриваем детали, используя насадку на дрель. Зерно шкурки Р120-180.
Теперь можно склеивать. Склеивать багет на ус непрофессионально, все багетчики просто загоняют скобу (или 2 скобы) в угол рамки, и все. Процедура занимает несколько секунд, но сам станочек для этой процедуры стоит ну очень недешево. Такого станочка у меня нет, так что рамки я склеиваю. Тут не могу не похвалиться недавним приобретением. Купил во «Всех инструментах» две ленточные струбцины «Станлей» по 800 рублей.
Получилось дешевле, чем на Али, да и привезли на следующий день. Кстати, «Mas-Slo» тоже во «Всех инструментах» покупаю. Пункт выдачи рядом с работой, сегодня заказал — завтра забрал, когда с работ возвращался. И доставку платить не надо.
Отвлекся. Вернемся к ленточным струбцинам. Они замечательно работают. Склеивал рамки — минимальный размер 10 см на 15 см, а максимальный – 50 см на 70 см. Только перед склейкой надо выверять все углы, а после склейки – горизонтальность рамки, рамка должна плотно прилегать к поверхности стола при стяжке струбциной. Короче, смазываем стыки клеем, проверяем углы и горизонтальность, стягиваем рамку струбциной. ПВА сохнет часа 2 при +25...+30°C, через три часа снимаем струбцину. Угловое соединение фиксируется потом шурупом. Головку замазываем шпаклевкой под цвет дерева. После высыхания шпаклевки – финальная шлифовка – проходим по всей рамке шкурочкой с зерном Р 240. ВСЁ — можно наносить масло.
По составу масла. Льняное масло, карнаубский воск (пальмовый воск) и сиккатив. От себя о составе мне добавить нечего. Вопрос состава ЛКМ тонкий и глубокий. В рекомендациях производителя указано, что масло следует наносить на изделие кистью, а потом ветошью удалить излишки масла с поверхности изделия. Я так пробовал, но расход масла оказался достаточно большим. Что меня слегка расстроило. И все-таки, нарушив ТБ, я стал использовать хозяйственную губку для нанесения масла с твердым воском.
Почему нарушения, спросите вы? Все очень просто: использованная губка, пропитанная маслом, может самовозгореться. Хорошо если вы покрываете изделие в бетонном гараже и выбросили губку в металлическое ведро. Если губка загорится – пожара в бетонном гараже не будет. Я покрывал изделие на улице и выбросил губку в урну, которая стояла во дворе. Но не предупредить о самовозгорании поролоновой губки я не мог.
Красим рамку. Не сильно пропитываю губку маслом. Протираю рамку со всех сторон, тут надо чуток подождать, чтобы масло впиталось.
Минут через пять-десять протираю рамку чистой губкой, удаляя излишки масла. Это очень экономная технология, если в губке осталось масло, начинаем покрывать вторую рамку. 100 г масла хватает на 12-20 рамок.
Почему я покрываю губкой? Да потому, что когда работал на большом заводе, слышал от рабочих со стажем про случаи самовозгорания промасленной ветоши…
Вешаем рамку сушиться: в этом сезоне на втором этаже дачи было жарко, около +30°C днем, и масло сохло очень быстро. Но, на всякий случай, сушу сутки, как написано в инструкции. Масло должно высохнуть гарантировано.
Можно покрыть второй раз… Но лучше использовать восковую мастику для второго и третьего покрытия декоративного изделия. Пробовал я покрывать рамки мебельным лаком, но один мой знакомый, когда подержал изделие в руках, выдал комментарий, что под лаком дубовое изделие смотрится «дешево». Сложно сказать, но я решил перейти на восковую мастику для финишного покрытия.
Наносим мастику
Нанесение мастики похоже на нанесение масла.
Поскольку мастика имеет довольно вязкую/полутвердую консистенцию, из баночки извлекаем её твердой кистью и размазываем по изделию.
Потом берем хлопчатобумажную тряпочку/ветошь. Протираем изделие, разгоняя мастику по всей поверхности ровным слоем и удаляя излишки. После этой процедуры вешаем изделие сушиться.
Чтобы мастика легла ровным слоем, эту процедуру надо повторить. То есть нанести мастику два раза. Сушим первый слой 24 часа и наносим новый. Расходуется мастика очень экономно. Маленькой баночки 40 мл может хватить на 20-30 рамок. Сушим второй слой 24 часа, и готово.
Что еще немаловажно — и масло, и мастика не пахнут. Запах конечно есть, но, по сравнению с алкидными ЛКМ, можно сказать, что они практически не пахнут. Витрина готова к сборке. Вставляем стекло, в «подрамник» вставляем бархатную вставку. Соединяем крышку с «подрамником» петлями, навешиваем замок.
Можно приколоть медали к бархату и повесить витрину на стену.
Хорошие новости. Был на днях в Леруа, малярный скотч подешевел – 125 руб. Две недели назад купил строганую дубовую доску почти по цене сосновой доски. В Леруа сосновая доска 1000 мм на 100 мм на 20 мм стоит 97 руб. Дубовую доску купил по 1200 руб. за м². Только не подумайте, что дубовую доску я покупал в Леруа.
Автор статьи: racoon