Найти в Дзене

Упразднение автономии архитектуры в Германии и Италии в 1920-1940-х гг.: причины и последствия.

Оглавление

В этой статье мы рассмотрим предпосылки реформирования архитектуры в тоталитарных государствах, особенности тоталитарной архитектуры, главных архитекторов того времени и психологическое влияние градостроительства диктатур на сознание людей.

Германия и Италия в первой половине ХХ века являлись тоталитарными державами. Официальной идеологией нацистской Германии был национал-социализм. Интересы руководства были ориентированы на проведение жесточайшей внутренней и внешней политики, характеризующиеся преследованием и массовым уничтожением различных этнических и социальных групп.

Фашистская Италия проводила тоталитарную националистическую политику корпоративизма. Бенито Муссолини взял ориентацию на восстановление Римской империи. Для достижения цели использовались жестокие методы, разновидностью которых являлся террор.

Германия. Трибуна на поле Цеппелина, 1937 год, архитектор Альберт Шпеер
Германия. Трибуна на поле Цеппелина, 1937 год, архитектор Альберт Шпеер

Причиной модернизации архитектуры для этих государств служили функции культуры. Влияние на культурную сферу являлось для руководств стран важнейшим инструментом, способствовавшим распространению нужной идеологии и внедрению ее в общество, в дальнейшем контроль над духовной сферой приобрел принципиальный характер.

Особенности тоталитарной архитектуры:

  • монументальность
  • гигантомания
  • международная гонка сооружений
  • оказание влияния на психологию людей

Разберем каждую особенность.

1. Монументальность ставит себе задачу соответствовать величию эпохи. Архитектура, эстетические и практические функции которой неразрывно связаны, в наибольшей степени отвечала целям тоталитарной культуры.

2. Целью гигантомании было стремление к строительству зданий в неоправданно крупных масштабах, что имело различные побуждения в сфере влияния и во внутренней, и во внешней сфере.

3. В ХХ веке среди трех главных тоталитарных режимов шло соревнование архитектур в шести дисциплинах: трибуна, небоскреб, проспект, стадион, выставочный павильон и город. Это отразилось на невероятном рвении каждой державы отстоять гегемонию на международной арене.

4. Архитектура тоталитаризма имела направленность всячески повлиять на психологию граждан. Для этой цели использовалась определенная символика, характеризующая главенствующую роль идеологии.

Главные архитекторы тоталитарных режимов

Альберт Шпеер - личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружения и военного производства. По замыслам Гитлера, Берлин должен был стать столицей нового мира. В 1938-1939 гг. Шпеер разработал генеральный план реконструкции Берлина.

Марчелло Пьянчентини - архитектор итальянского новеченто. Одна из построек Пьячентини - офисная башня в Генуе высотой 108 м. Долгое время являлась самым высотным зданием в Европе.

Психологическое влияние градостроительства диктатур

Монументальная отчужденность архитектуры тоталитарного режима должна была внушать человеку представление о том, как ничтожен в сравнении с волей нации он сам и его повседневность. Вождь величественно замирал на фоне крупномасштабных помпезных декорация, напоминавших об империи цезарей и воплощавших дистанцию между властителем и массой. Эта архитектура оставляла в стороне реальные потребности людей, но ее аффектированные образы внушали, что она дает им нечто «высшее». Это объясняется тем, что на состояние психики человека влияет окружающая среда, поэтому имеет значение то, что он видит каждый день.

Градостроительство играет особую роль, с помощью комбинаций линий, углов и цвета здания оказывается влияние на сознание человека, что формирует его социальное поведение. Особое внимание требуется для изучения архитектором влияний разных аспектов зодчества для дальнейшего использования этих знаний в целях улучшения качества жизни. Важными компонентами воздействия архитектуры на людей являются цвет, освещение, материал и форма.

В нацистской Германии в качестве символики выступал орел со свастикой- официальный герб страны. В Италии же это была фасция, древний символ римской власти.

В силу регулярного напоминания о немощности одной личности перед государством и использование для этого символов, у людей образовывалось массовое сознание. Диктатура всячески напоминала жителям о преобладании коллектива над индивидуумом и о малозначительности каждого. Для этого в архитектуре развивалась гигантомания, подавляющая каждого озирающего прохожего. Определенная символика всегда наводила людей на единую тропу мыслей и действий, она служила инструментом внушения гражданам всех принципов существующей идеологии.