Найти тему
ИНФОРМЕР

Российская строительная отрасль и её комплексная стратегия развития. В чём суть?

26 октября правительство РФ одобрило Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Напомним, что принять Стратегию планируется уже в ноябре. Стратегия это первый подобный стратегический документ в сфере строительства. Стратегия представляет собой комплекс мер, которые охватывают все виды строительства, включая жилищное, транспортное, инфраструктурное и промышленное. Она определяет основные стратегические направления развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, обязательные к руководству при разработке и реализации государственных программ и других документов в целях обеспечения достижения национальных целей развития страны. И в первую очередь обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, а также выполнение задач по повышению доступности жилья, улучшению качества городской среды, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и ряда других. В рамках мероприятий стратегии предполагается провести системную трансформацию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе внедрить цифровые инструменты на базе отечественных технологий и для большей прозрачности перевести в электронный вид основные процедуры, сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла, число избыточных требований. Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти и в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной, социальной инфраструктуры, поможет загружать и мощности смежников, привлекать инвестиции, создавать высокотехнологичные и конкурентоспособные производства, а самое главное это новые рабочие места в регионах нашей страны, — подчеркнул глава правительства РФ Михаил Мишустин. Стратегия предусматривает два сценария: базовый и рисковый. В настоящее время имеется большое количество рисков, связанных с внешними ограничениями и иными факторами. Но нами будут приложены максимальные усилия для реализации именно базового сценария. И могу сказать, что, несмотря на все сложности, в этом году показатели, предусмотренные национальными проектами и указами Президента по вводу жилья и ремонту дорог, будут, безусловно, выполнены. Мы видим это по сегодняшней динамике, — подчеркнул вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. По оценке правительства РФ, вклад строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в ВВП страны вместе со смежными отраслями по итогам прошлого года составил 11%. Это 14,4 трлн рублей. В этой сфере занято 11 миллионов человек, кроме того, строительная отрасль взаимоувязана со многими другими отраслями экономики.

В состав стратегии, по словам Марата Хуснуллина, входит семь основных направлений.

Первое направление это новая градостроительная политика, которая направлена на сбалансированное инфраструктурное развитие и раскрытие потенциала регионов. Правительство РФ определит точки роста, обеспечит связанность территорий и выстроит единую градостроительную, инженерную, экологическую, тарифную и транспортную политику в регионах, предусмотрев гибкое управление как градостроительным развитием населённых пунктов, так и развитием в целом. В сфере жилищного строительства стоит задача обеспечить доступность жилья не менее чем для двух третей граждан и для этого построить 1 млрд кв. м жилья к 2030 году. У нас пока получается эти планы реализовывать. На сегодняшний день у нас ввод жилья 79 млн кв. м, это на 27% больше к прошлому году. Общий ввод жилья и зданий нежилого назначения это почти 116 млн кв. м, и это 18% к прошлому году, — отметил Марат Хуснуллин. В стратегии предусмотрены мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, обеспечению необходимой инфраструктурой территорий под жилищное строительство, развитию механизмов комплексной застройке территорий и индивидуального жилищного строительства. Особая роль отводится развитию рынка ипотеки, в том числе рынку программ с государственным участием. Сложившаяся непростая экономическая ситуация повлияла на рынок: зафиксировано снижение прироста ипотечного портфеля и количества полученных гражданами ипотечных кредитов. Тем не менее мы принимаем меры для донастройки и стабилизации рынка. Одним из ключевых решений стало снижение летом ставки льготной ипотеки до 7%. При этом хочу отметить несколько цифр. Прирост ипотечного портфеля составляет 1,294 трлн рублей, и это на 672 млрд меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Выдано 896 тыс. кредитов на 36% меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Объём выдачи 3,2 трлн, что на 21% меньше, чем за девять месяцев 2021 года. При этом хочу отметить, что благодаря мерам поддержки Правительства по новому строительству на новостройки выдано 295 тыс. кредитов, это всего лишь на 13% меньше, чем за девять месяцев 2021 года, а объём 1,5 трлн, и это на 11% больше, чем за девять месяцев 2021 года, — подчеркнул Марат Хуснуллин. Наибольшей популярностью пользуются субсидируемые государством программы, в первую очередь семейная ипотека. Именно она даёт сейчас существенный прирост по количеству выданных кредитов. По сравнению с 2021 годом выдано на 57% больше кредитов, это почти 126 тыс. кредитов, а в деньгах на 586 млрд, и это на 125% больше, чем за девять месяцев 2021 года. Предлагается ввести адресные меры поддержки жилищного строительства в регионах, исходя из деления на региональные кластеры в зависимости от структуры спроса и предложения.

Инфраструктура для человека это главный приоритет строительной отрасли. Жилищное строительство необходимо взаимно увязывать с обновлением городов, населённых пунктов в целом. Для этого запущена новая программа расселения аварийного и ветхого жилья, реализуется программа формирования комфортной городской среды, предусмотрено совершенствование подходов к капитальному ремонту жилых помещений.

В целях повышения качества услуг ЖКХ, обновления коммунальной инфраструктуры и снижения её аварийности по поручению Президента стратегией предусмотрена реализация комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. В бюджете на ближайшие три года эти деньги предусмотрены. В частности, мы планируем как выделять средства бюджета, так и привлекать частные инвестиции с учётом сбалансированной тарифной политики. Для обеспечения высоких темпов строительства жилья и инфраструктуры в рамках мероприятий Нового ритма строительства планируется сократить не менее чем в два раза к 2030 году количество документов, сведений, материалов и согласований строительства, чтобы от выбора земельного участка до начала эксплуатации построенного объекта было не более 100 действий. Мы активно эту работу ведём и будем дальше продолжать, — подчеркнул Марат Хуснуллин. Для повышения прозрачности отрасли предлагается создать единую цифровую среду, описывающую весь жизненный цикл объекта капитального строительства, а также удобные цифровые сервисы для граждан, бизнеса и государства. В целях реализации масштабных планов по строительству в стратегии предусмотрена взаимная увязка её мероприятий с развитием промышленности стройматериалов и технологий, в том числе формированием заказа на промышленную продукцию. Главная задача обеспечить строительную отрасль необходимыми ресурсами, не допускать неконтролируемого роста их стоимости. По поручению президента будут разработаны меры по поддержке и развитию промышленности стройматериалов, направленные в первую очередь на обеспечение опережающего создания конкурентных технологий и товаров, совместно с Минпромом. В целях увеличения объёмов строительства объектов современной инфраструктуры и обеспечения долгосрочной адресной программы подготовлена пятилетняя программа по строительству с объёмом финансирования 4,7 трлн до 2027 года. Её основными задачами являются при наличии необходимого финансирования, увеличение объёма ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и сокращение количества незавершённых объектов. Для реализации программы строительства предлагается консолидировать по согласованию с курирующими вице-премьерами новые объекты на публично-правовой компании Единый заказчик в сфере строительства и объекты транспортной инфраструктуры на заказчике Минтранса Ространсмодернизации. Для того чтобы жители регионов получали новую и качественную инфраструктуру, продолжим реализацию инструментов инфраструктурного меню, что является новым продуктом в рамках социально-экономических инициатив Правительства. Наиболее востребованными из них оказались инфраструктурные бюджетные кредиты, которыми уже воспользовались уже 83 субъекта. Распределён 1 трлн рублей на более чем 900 объектов. Общая стоимость реализации стратегии до 2030 года ориентировочно составляет 150 трлн рублей, основная часть из которых внебюджетные источники, при этом за тот же период бюджет получит более 30 трлн рублей налогов и иных поступлений, — подчеркнул Марат Хуснуллин.