Из всех источников про ментальные нарушения у детей мне известно, что чем раньше начать терапию, тем больше шанс на выход в норму, пусть и в нижнюю её границу. Но насколько "раньше" это должно произойти, если диагнозы детям не ставят раньше пяти-шести лет?
Когда у Андрея не появился указательный жест до года, я все списывала на норму - норма освоения этого навыка 1.6 года. Когда к полутора годам к отсутствию жеста добавилось отсутствие речи, меня успокаивало то, что его папа начал говорить к трём годам. Не знаю, сколько бы ещё я находила оправданий задержкам в развитии, если бы не моя мама.
Мама у меня по образованию педагог, много лет проработала воспитателем в детском саду. Детей через неё прошло много, начиная с самого ясельного возраста. Именно она тогда занималась воспитанием Андрея, так как я после года вышла на работу. И именно она била тревогу и настаивала, что ребёнка нужно показать специалисту.
Но, увы, как я уже говорила выше - детям в таком возрасте диагнозы обычно не ставят. Вот и нам ничего особого обычный невролог из поликлиники не сказал.
Ждите, это мальчик, мальчики "созревают" позже девочек. Лучше отдайте его в детский сад, там все быстро заговаривают.
И это были слова специалиста. Стоит ли говорить, что в поликлинику с этим вопросом мы обратились в первый и в последний раз.
Следующим неврологом на нашем пути была специалист из центра вертеброневрологии. На тот момент сыну было 1.9г.
Вы пришли ко мне не раньше, не позже, как в "петлю" развития у мальчиков. У них с 1.8 до 2 такой период - снача откат в развитии, а потом резкий прогресс. Ходите побольше босиком по ортоковрикам, посетите остеопата и ждите.
Снова ждите. Снова слова специалиста, которые совсем не внушали доверия. Из всего приёма у неё полезным было только замечание, что сын не очень охотно идёт на контакт глазами.
Остеопата мы посетили, он исправил кривизну черепа и челюсти, но решили не ждать запуска речи после этого, а идти к следующему специалисту.
Третий специалист был из центра реабилитации и восстановительной медицины. С этим специалистом мы остались и до сих пор именно он наблюдает Андрея.
Цвета знает? Формы знает? Животных? Свое имя, сколько лет может хотя бы на пальцах показать? Просьбы выполняет?
На все эти вопросы от невролога я отвечала отрицательно, и все больше и больше понимала, что дела наши плохи. В листе приёма по его окончанию стояли диагнозы: "ЗРР, ЗПР, РАС(?)". В назначениях были два препарата, по окончании приёма которых нам нужно было снова прийти на приём.
Отбросим мое эмоциональное состояние в тот момент, оно было совсем не важно. Важнее было помочь сыну, поэтому все рекомендации были соблюдены. Через три месяца на повторном приёме, когда Андрею уже исполнилось два года, он великолепно продемонстрировал знание всех базовых цветов, фигур, животных и как они говорят, назвал свое имя и сколько ему лет, мог говорить "Мама, папа, баба, деда" обращаясь а конкретному человеку и стал появляться указательный жест.
Дмитрий Сергеевич, наш невролог, был в восторге от результата, но было кое-что, что его настораживало.