1. Дух
Первая и самое главное составляющее пути это "дух". Без чувства, осознания, присутствия духа чем бы ни занимался человек, это не будет путём, это будет саморазвитием или самосовершенствованием. Под духом я подразумеваю что-то большее, нежили наши цели исходящие из нашего текущего понимания.
Условно дух можно разделить на его внешнюю и внутреннюю части. Нельзя сказать что это такое, это явление чем бы оно ни было, является чем-то гораздо большим, нежили мы способны понять или даже постичь. Но можно описать проявления этого. И описывая его проявления можно заметить что они бывают внутренними и внешними.
Внутренне дух проявляет себя через стремление к росту. Это не просто стремление к самосовершенствованию в чем либо. Это что-то большее. В семя каждого дерева заложено стремление раскрыть весь свой потенциал и стать деревом. Так же и в каждом человеке, есть подобное стремление к раскрытию всего своего потенциала. Речь конечно же не о карьере, материальном положении и достижении успехов в рамках той или иной социальной роли. Речь о том что мы осознаем и воспринимаем, как в отношении себя, так и в отношении окружающего нас мира. Раскрыть свой потенциал значит осознать и соответственно воспринять максимум из возможного, и себя и окружающего нас мира. И стремление к такому росту осознания заложено в каждом человеке. И это условно можно назвать внутренним проявлением духа. Это проявляется в виде оценки всего с чем сталкивается человек, на предмет отклика, резонанса. Когда человек встречает нужный отклик, чувствует резонанс с чем-то, он начинает к этому стремится. Это может как соответствовать его представлениям, так и противоречить им. Это даже может быть оценено его эго, эмоционально отрицательно, но он все равно будет к этому стремится, так как это стремление не является продуктом его эго, его личности, его мыслей и чувств. Это стремление, стремление чего-то большего в нем, стремление самой жизни, всего ого осознания. Осознанное следование этому стремлению и есть путь. Обычный человек в ситуации когда он чувствует такое стремление к чему либо, он начинает действовать, вопреки ему, в угоду своим эмоциональным оценкам, в угоду своему пониманию. Он выбирает эго. Путник, человек который находится на пути, выбирает следование этому стремлению, и не то чтобы действует вопреки своему эго. Следование этому стремлению это не принципиальная позиция как либо навредить чему-то в себе, разрушить свое эго, обязательно действовать вопреки этому эго. Нет. Следование пути это руководство этим стремлением к росту, а не своими мелочными желаниями. Эти мелочные желания, представления, эмоциональные оценки, любые другие проявления эго - вполне могут быть, вполне могут присутствовать. Борьба с ними это не путь. Просто когда ты чувствуешь это стремление к росту, осознаешь его в себе, и стараешься следовать ему - любые проявления твоей личности, твоего эго перестают играть ключевую роль, перестают иметь значение. Они могут идти против пути, или быть за путь. Но и в том и в другом случае они больше не имеют прежнего значения.
Внешнее проявления духа можно описать как присутствие в той или иной ситуации некой Силы. Это условно можно сравнить с местом Силы. Есть такие места Силы, на которых энергетическое давление воспринимается практически без усилий, и эффект этого давления ведет в другое более яркое и более осознанное чем обычно, состояние сознания. Так же и в ситуациях Духа. Разница лишь в том, что на месте Силы, это энергетическое давление исходит из земли. В ситуациях Духа, сама ситуация, весь мир вокруг тебя начинает излучать такую энергию. Кроме того, чувствуется внешнее, выравнивающее и поддерживающее присутствие. Это можно описать как общество более сильного и более осознанного человека.
Ну к примеру, ходит ребенок в художественную школу. Он рисует и дома, сам по себе, ему это нравится. Но когда он в художественной школе, он находится в обществе человека, который искусству уделил в своей жизни гораздо больше времени. Учитель собрал в этом больше осознания и порядка. Он не просто знает и подсказывает как лучше. Он своим присутствием рядом стимулирует ученика к более глубокому творчеству. В итоге ребенок в школе рисует(ну или правильнее сказать пишет) гораздо лучше, лучше понимает предмет, легче усваивает те или иные техники. И сами произведения становятся красивее и глубже.
Так же и в ситуации Духа, есть присутствие чего-то большего. Это большее выстраивает ситуацию определенным образом. И вся ситуация подталкивает тебя к росту осознания. Или даже к какому нибудь конкретному осознанию, которое меняет все в твоей жизни.
2. Лабиринт.
Наше сознание так устроено, что во всем чем бы мы ни занимались, оно выстраивает порядок. Порядок не с точки зрения порядка в вещевом шкафу, у человека в этом шкафу, да и в жизни целом может присутствовать тот еще бардак. Но этот бардак, ну или сознательный и правильный порядок, или творческий порядок - есть продукт порядка сознания человека. Человек выстраивает то что можно условно назвать картиной мира. Это что-то вроде представления себе мира и себя в этом мире. Такую картину мира создают и лишенные воображения люди, и люди со сложными отношениями к интеллекту и пониманию. То есть эта картина мира не является продуктом воображения, представления, ума, понимания. Эта картина мира суть определенный порядок который выстроило нам наше сознание. Глядя на окружающий нас мир, или даже на самих себя - мы видим не то что есть на самом деле, не то что объективно существует независимо от нас - а то что нам рисует эта самая картина мира. Мы видим мир не таким какой он есть, а таким каким исходя из этой картины мира мы хотим его видеть. Да, то что мы воспринимаем существует вне нас, существует независимо от нас. Но форма в которой мы это воспринимаем обусловлена этой картиной мира.
Наше сознание под воздействием культуры, страны, эпохи, окружающих нас, особенно в детстве, людей, формирует очень сложный, часто запутанный и противоречивый порядок. Этот порядок, эта картина мира захватывает все внимание, участие и время человека. В итоге он просто теряет способность видеть, воспринимать, осознавать что либо - что не вписывается в его картину мира.
А это картина формирует все. Состояние сознание человека, его чувства, мысли, отношения к чему либо, его стремления, его желания, его намерения. Все его взаимодействие с другими людьми и окружающим миром, и даже все что он воспринимает в тех или иных практиках и медитациях - обусловлено этой картиной мира.
Фактически эта картина мира является замкнутой системой, и любое развитие человека происходит в рамках этой системы. Так устроено наше сознание, для взаимодействия с окружающем нас миром, мы создаем что то вроде его отражения, и в этом отражении выстраиваем определенный порядок, в соответствии с которым мы и взаимодействуем с окружающим миром. Именно в этом отражении мы и понимаем себя, знаем себя таким каким привыкли знать. Наше сознание не способно не создавать такой системы, и не способно взаимодействовать с чем либо напрямую, без такого отражения. Это неизменно, то что нельзя изменить. Мы не можем не создавать картину мира, но сама картина мира способна меняться.
Стихийно эта картина мира имеет одну форму, в которой человек воспринимает себя личностью, и эта личность стремится к чему-либо, что-то чувствует, совершает поступки в соответствии с этим чувствами, ну или с мыслями. Эта личность может даже быть увлеченной эзотерикой, что-то может читать или даже практиковать.
Например человек может прочитав книги Кастанеды увлечься борьбой с собственной важностью, или остановкой внутреннего диалога. Но сколько бы он себя не контролировал, все равно нет нет да и поважничает, не внешне так в мыслях. В очередной ситуации злясь на кого-либо и выходя из себя он даже может недоумевать, мол почему так. Он может неделями стараться ни о чем не думать, но стоит лишь немного отвлечься и внутренний диалог снова уносит его в какие нибудь ментальные дали. Чувство собственной важности и внутренний диалог в этом случае являются продуктами этой самой картины мира. Сознание человека создает это, в восприятии человека, и далее он сначала воспринимает и проявляет это, а потом с этим борется. Ну потому что в книге написано что так правильно. Невозможно перебороть в себе то, что ты сам же и создаешь. Путем такой борьбы, и даже путем узнавания чего либо из каких либо внешних источников - картину мира не изменить. В этом случае будет происходить лишь развитие в рамках этой картины мира. Любые действия человек будет совершать основываясь на своей картине мира. Любое знание понимать исходя из своей картины мира. Изменить же картину мира может только проявление духа.
Проявление духа приводит человека к осознанию, которое не вписывается в его текущую картину мира. И это осознание, разрушая прежний порядок ведет к созданию нового порядка - и через это к изменению картины мира.
И в новом мире, в новой картине мира, человек может с удивлением обнаружить, что если раньше он с пеной у рта отстаивал собственную важность, что теперь вдруг ему абсолютно все равно. Внешне он может важничать, или может не важничать. Внутренне же он вдруг почему то не чувствует к этому импульса. И внутренне ему абсолютно безразличен вопрос собственной важности.
Или он вдруг может осознать, что его внутренний диалог стал ему более податлив, при необходимости что-то обдумать он этот внутренний диалог возникает, если таковой необходимости нет, то нет у внутреннего диалога. Раньше его отсутствие достигалось путем утомительной концентрации, и не продолжалось долго. Сейчас же, его отсутствие воспринимается вполне естественно. Более того, человек вдруг замечает, что он способен, на том или ином месте Силы, или в той или иной практике, вполне комфортно себя чувствовать в состоянии в котором не только мыслей, но и вообще любого понимания или логического мышления - нет.
Это не значит что такой человек чего-то достиг или что-то преодолел. Просто раньше у него была одна картина мира, и в соответствии с ней он воспринимал и окружающий мир и себя в нем. И та прежняя картина мира диктовала ему, чувство собственной важности и внутренний диалог как два постоянных и обязательных ориентира во всем, во что бы он ни был вовлечен. После столкновения с духом, его картина мира изменилась. И в итоге, эти два ориентира перестали быть постоянными, и обязательными. И вместо них, обязательной могла стать например безличностность, или глубокое спокойствие, или гармоничность. Или что либо еще подобное другое.
Путь, как стремление раскрыть весь свой потенциал, как стремление полностью осознать себя, достичь высшей точки в росте осознания - для всех людей один и тот же.
Но лабиринт. Исходная картина мира возникшая в результате обычной жизни стихийно. И те изменения картины мира с которыми сталкивается человек через проявления духа - все это очень индивидуально. То есть лабиринт, у каждого свой. И каждый ищет свой выход из своего лабиринта.
Один человек прочитав книги Кастанеды, зацепится вниманием за одно. Например за борьбу с чувством собственной важности. И занимаясь этой борьбой, не смотря на то что чисто технически это бессмысленное занятие, в котором человек берется с тем что сам же и создает, не смотря на это человек вдруг ловит какой-то инсайд, в нем рождается какое-то осознание. И это приводит его к какому-то внутреннему или внешнему открытию. Которое меняет все в его мире, которое меняет его картину мира.
Но другой человек обратит внимание на другое. Зацепится вниманием за другое, за остановку внутреннего диалога например, и это другое так же выстрелит для него. И если этот другой человек, не смотря на то что он почувствовал резонанс с чем то другим, займется борьбой с собственной важностью - он ни к чему не придет.
В этом и суть лабиринта. Там где у одного человека проход - у другого стена. И только сам человек и может разобраться в своем лабиринте. Другой человек, через книгу, статью, лично - может рассказать ему о том как он прошел какой нибудь участок своего лабиринта. Но для другого человека это может быть картой другого города для навигатора. Человек вобьет пункт назначения, и навигатор будет говорить ему, поверните направо и вы у цели, а справа в реальности у человека может быть стена, или обрыв, или река. Образно выражаясь.
Но, может быть и так, что этот рассказ другого человека, его книга или статья станет для человека проявлением духа. И тогда он вдруг поймет, увидит, осознает новую возможность, что-то что не вписывается в его картину мира, что-то что ее изменит.
Но это невозможно вызвать искусственно, сознательно, волевым усилием. Наше "я" которое к чему либо стремится, которое и создает это волевое усилие - является продуктом картины мира. И не способно выйти за ее рамки.
Импульс к такому выходу, может быть продиктован лишь тем, что не является продуктом картины мира. Это что-то я и называю духом. Можно искренне считать это что-то внешним. Некой высшей силой которая вмешивается в жизни людей не давая им застрять на пути своего развития. Или так же можно искренне считать это чем то внутреннем, заложенным в наше осознание, как в днк код. Это не важно. На самом деле мы не знаем, и никогда не узнаем что это такое, так как это явление не способно в полной мере отразится в нашей картине мира, насколько бы сильно мы бы ее не изменили.
Этот импульс можно лишь принять, последовать ему, развить его в себе. То есть человек может или не обратить внимание на осознание которое ему предлагает дух. Может быть занят сильно делами в рамках своей текущей картины мира, настолько что свободного внимания у него не будет. Или обратив на него внимания человек может заметить что оно чем-то противоречит тому что он знает, или тому как и что к чему он чувствует. И тогда он тоже пройдет мимо этого. Или человек может осознав, через какое-то время об этом забыть, вновь вернувшись к делам своей обычной картины мира. Так будто бы этого с ним вообще не случалось.
Или человек может сознательно ждать этого, осознанно искать это везде. И когда это случилось, жадно ухватить это, и последовать этому, принять это, начать жить исходя из этого. И тогда его мир изменится, изменится его картина мира.
Этот импульс нельзя создать или сымитировать. Но можно пропустить или принять, можно реализовать его, или забыть о нем.
Все откровения, любые откровения в тех или иных эзотерических книгах, особенно те что задевают за что-то расположенное где-то в глубине нас - являются вербализованными проявлениями духа. Но не для читающего об этом, а для того кто об этом написал. Если ваш лабиринт чем то похож на лабиринт писателя, вам будет понятно с полуслова то о чем пишет автор. Если же не похож, то понятно не будет, покажется какой нибудь чушью или ересью.
Все практики и медитации так же являются продуктом проявления духа. Вне зависимости от традиций. Так или иначе, столкнувшись с духом, человек что-то осознает. И иногда, в этом "что-то" есть возможность какого либо действия. Такое действие, если человек осознав это "что-то" начинает его выполнять, повторять, становится практикой или медитацией.
Но это немного более сложный вопрос, и его более детально я решил рассмотреть в другой, возможно в следующей статье. Следите за каналом.