Около месяца назад канцлер Германии Олаф Шольц посетил Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ в надежде найти альтернативу российскому газу. Задача перед ним стояла, мягко говоря, непростая, потому что в 2021 году Россия экспортировала в Европу около 155 миллиардов кубометров голубого топлива.
Однако министр энергетики Германии Роберт Хабек перед этой поездкой был настроен очень оптимистично:
Поставки газа постепенно расширяются, и правительство постоянно ведет переговоры со многими странами, в том числе и со странами Аравийского полуострова. Канцлер на следующей неделе отправляется в ОАЭ и, безусловно, сможет подписать там несколько контрактов на поставку СПГ.
Но мы работаем не только с Ближним Востоком, нам помогают и африканские страны. Таким образом, мы закроем дыру, образовавшуюся из-за нехватки российского газа.
Напомню вам результат той поездки — Олаф Шольц сумел договориться о поставке всего лишь одной партии СПГ из ОАЭ, объем которой составит 137 тысяч кубометров. Танкер с этим газом должен прибыть к началу следующего года, но что такое один танкер при том дефиците, который испытывает Германия?
Да, немецкий канцлер провел переговоры о будущем сотрудничестве в сфере водорода с принцем Саудовской Аравии и обсудил с эмиром Катара планы поставок газа и водорода. Правда топливо необходимо здесь и сейчас — планами и намерениями энергоемкую промышленность не накормишь.
Но ведь страны Ближнего Востока располагают целым океаном природного газа, что им мешает поставить его в Европу?
Перед тем как отказываться от российского газа не мешало бы взять в руки калькулятор и посчитать свободные объемы ближневосточного газа, тем более все цифры есть в открытом доступе.
Катар занимает третье место в мире по запасам газа, а его добыча в прошлом году составила 177 миллиардов кубометров. Цифра серьезная, именно поэтому эмират сумел увеличить экспорт СПГ в Европу в 2021 году на целых 65%.
Сейчас Катар поставляет в европейские страны порядка 60 тысяч кубометров газа в сутки, в то время как ЕС требуется не менее 1 миллиарда кубометров. Дело в том, что более 90% своего газа эмират продает в Азию — с Индией, Пакистаном, Кореей и Китаем у него заключены долгосрочные контракты и разрывать их он не собирается.
Саудовская Аравия занимает восьмое место по запасам природного газа и шестое по его добыче - в прошлом году она составила 117 миллиардов кубометров. Вот только ни одна молекула газа не пошла на экспорт, потому что весь добытый объем пошел на удовлетворение внутреннего спроса.
Саудиты все свое внимание уделяют нефтяному сектору, поэтому инвестиций в газовую инфраструктуру практически не делалось. Да, существует программа «Vision 2030», которая включает в себя и увеличение добычи газа, но на это нужно 110 миллиардов долларов и не менее 7 лет.
ОАЭ в прошлом году добыли 57 миллиардов кубометров газа, но этот объем так же не покрывает собственного потребления. Однако, Эмираты покупают трубопроводный газ из Катара, сжижают его и отправляют на экспорт.
В прошлом году они продали в Японию и Индию СПГ объемом около 9 миллиардов кубометров, но увеличение поставок возможно лишь при увеличение добычи газа Катаром.
Оман так же не может покрыть собственных потребностей в газе — в 2020 году добыча составила 42 миллиарда кубометров, а потребление — 46,5. Султанат так же импортирует природный газ по трубопроводу из Катара, небольшую часть из него сжижает и отправляет на экспорт.
Кувейт в прошлом году вышел на первое место среди стран Персидского залива по импорту газа — ему потребовалось купить 8 миллиардов кубометров для покрытия собственного потребления. Так что ни о каком экспорте СПГ в Европу из этого эмирата не может идти и речи.
Большие надежды Европа возлагает на Израиль, который вроде бы решил пограничные споры с Ливаном и может приступить в разработке крупных месторождений газа в восточной части Средиземного моря.
Но тут вновь встает вопрос транспортировки — трубопровод построить не удастся, потому что его придется прокладывать по территории Турции и Кипра, а из-за политических разногласий Анкара на такой проект не пойдет. Мощностей по сжижению у Израиля нет, поэтому добытый газ идет по трубопроводу в Египет, два завода которого итак уже работают в полную силу.
Получается, что единственной страной на Ближнем Востоке, способной в ближайшие годы частично заменить российский газ в Европе, является Катар. Но, опять же, это произойдет не завтра и не послезавтра — по словам министра энергетики эмирата, на строительство новых мощностей уйдет не менее 5 лет.
Тем временем дефицитом на рынке газа во всю пользуются американские производители СПГ, наращивающие экспорт в Европу и получающие сверхприбыли. И, похоже, некоторые из европейских лидеров потихоньку начинают называть вещи своими именами:
«Платить за газ в 4 раза больше, чем ваши собственные компании — это едва ли похоже на дружбу», - заявил Эммануэль Макрон.
Действительно, какая может быть дружба между волком и ягненком?
Друзья, если хотите поддержать канал, то просто поставьте лайк и подпишитесь. Так же буду рад вам в комментариях :)
Всем спасибо за внимание!