Найти в Дзене
Сержик Моделист
Подписаться

Восстановление лимузина ЗИЛ-115 с помощью донора и 3D-технологий

Оглавление

Привет моделистам и гостям канала! Я продолжаю восстанавливать модели из коллекции моделиста М. В этот раз ко мне в руки попался весьма сложный по своему состоянию пациент - это модель лимузина представительского класса - ЗИЛ-115 в масштабе 1:43 производства Тантал. О его восстановлении и будет мой рассказ.

Модель постномерная, имеет металлическое дно без окрашивания и без номера А42, соответственно. Согласно штампу на коробочке, модель произведена в августе 1993 года. В следующем году отмечаем юбилей 😄.

Модель приехала ко мне в таком виде:

❌ Отломан левый штырь крепления капота;

❌ Отломан штырь крепления водительской двери;

❌ Деформированы оси;

❌ Отсутствует хромированная эмблема "ЗИЛ" на капоте;

Модель лимузина ЗИЛ-115 до восстановления
Модель лимузина ЗИЛ-115 до восстановления

❌ Отсутствует правый задний фонарь;

❌ Сломаны передняя и задняя подвески;

❌ Отломано крепление заднего бампера (см. фото ниже);

❌ Многочисленные сколы основной краски и сколы хрома;

❌ Деформирован передний правый край дна.

Модель лимузина ЗИЛ-115 до восстановления
Модель лимузина ЗИЛ-115 до восстановления

Со слов заказчика, эта модель является подарком от его близкого человека в юные годы. Однако, с моделью обращались ненадлежащим образом (вы уже видели на фотографиях выше, что от модели осталось). О полной замене модели речи и не идёт, так как она дорога, как память. Поэтому, стоит задача восстановить ЗИЛ, по максимуму сохраняя оригинальные детали.

Традиционно, приведу историческую справку о выпуске модели ЗИЛ-115 (ЗИЛ-41047):

- 1985 - начало производства. Изначально выпускался со стационарной и откидывающейся антенной;

- 1988 без номера (А42) на днище и антенны;

- с 2004 наряду с обычной моделью выпускался более детализированный и редкий вариант, имеющий спереди флаги и антенну, дополнительные подфарники с верхней и нижней стороны переднего бампера, зеркала заднего вида и молдинги.

1. Разборка модели.

Разбор модели начинается с демонтажа бамперов, которые держат донышко, а дальше всё идёт просто и понятно.

⚠️ Главное - соблюсти осторожность при демонтаже дверей, чтобы случайно не сломать хрупкие штырьки.

Разобрав ЗИЛ, мне и самому стало его очень жалко. Но, прямо пропорционально росло и желание его восстановить!

Модель автомобиля ЗИЛ-115 в разборе
Модель автомобиля ЗИЛ-115 в разборе

2. Работа с оригинальными деталями 🛠️.

Сразу после разборки, я очистил детали от пыли и других загрязнений с помощью кисти и спирта. А пятна, похожие на капельки засохшего клея, я легко устранил с помощью Момента - антиклея.

Средства для удаления пыли и загрязнений
Средства для удаления пыли и загрязнений

Также у модели оказался сломан и штырь пола багажника, на который крепится запасное колесо. Его обломок застрял в колесе очень крепко, поэтому, я подобрал подходящее сверло и высверлил этот штырёк.

Удаление сломанного штырька пола багажника для фиксации запасного колеса.
Удаление сломанного штырька пола багажника для фиксации запасного колеса.

Так как я сохраняю оригинальный салон, необходимо восстановить и штырь для запасного колеса. Для этого я использовал проверенный метод. В заранее просверленное отверстие в полу багажника я вклеил кусочек от сверла. Запаска села, как надо!

Восстановление крепления запасного колеса к полу багажника модели ЗИЛ-115
Восстановление крепления запасного колеса к полу багажника модели ЗИЛ-115

С помощью китайского аналога жидкого хрома от фирмы Chotune, я закрасил места сколов хромированного покрытия на двигателе и на переднем бампере.

Удаление скола хромированного покрытия двигателя модели ЗИЛ-115
Удаление скола хромированного покрытия двигателя модели ЗИЛ-115

3. Поиски донора и работа с деталями.

Кончено, хомяковские запасы моделистов велики, но нужных деталей, кроме фирменной эмблемы "ЗИЛ" на капот, у меня не нашлось. Поэтому, на одном сайте-аукционнике мне пришлось приобрести донора ЗИЛа-115, от которого мне понадобятся: капот, водительская дверь, оси, подвеска и цельный задний бампер.

Донор для восстановления модели ЗИЛ-115
Донор для восстановления модели ЗИЛ-115
Донор для восстановления модели ЗИЛ-115
Донор для восстановления модели ЗИЛ-115

Я разобрал донора и снял все необходимые запчасти.

Донорские детали: капот, водительская дверь, оси, передняя и задняя подвески, задний бампер
Донорские детали: капот, водительская дверь, оси, передняя и задняя подвески, задний бампер

С деталями также пришлось поработать: хорошенько промыть и удалить загрязнения неизвестного происхождения по той же методике.

Вроде бы всё... Ах, да! Ещё нужны два задних фонаря! У донора и у моего пациента фонари явно отличаются по цветовой гамме, поэтому, расчехляем 3D принтер и разворачиваем производство! Печатать буду сразу оба фонаря (левый и правый), чтобы расхождений в цветовой гамме не было.

4. 3D-проектирование деталей.

Я провёл измерение фактической геометрии оставшегося в живых заднего фонаря и построил его 3D-модель в CAD-редакторе.

3D-модель заднего фонаря модели ЗИЛ-115
3D-модель заднего фонаря модели ЗИЛ-115

5. 3D-печать.

Теперь, в прикладной программе к 3D-принтеру, необходимо создать управляющий файл. Для этого я: задал пространственное расположение 3D-моделей, построил необходимые для печати поддержки и размножил детали до определённого количества (сразу напечатаем партию 😉).

Расположение 3D-моделей на виртуальном рабочем столе и создание поддержек
Расположение 3D-моделей на виртуальном рабочем столе и создание поддержек

Детали были распечатаны на фотополимерном принтере Photon mono 4k от фирмы Anycubic из полупрозрачной смолы Clear из линейки Basic с помощью технологии LCD-печати*.

* Подробнее о LCD-печати и о других успешно реализованных запчастях к саратовским моделям, вы можете ознакомится по ссылкам в конце статьи ⬇️.

Для промывки деталей я применил специальную промывочную машину от Anycubic и этиловый спирт. От качества промывки напрямую зависит и точность геометрии самой детали. Всю жидкую смолу нужно смыть. Чем более сложная геометрия изделия, тем больше времени необходимо для промывки. В данном случае я ставил 5 минут, так как детали очень простые.

Для окончательной полимеризации, детали прошли дополнительную засветку УФ-излучением в той же специальной машине от Anycubik. Детали укладываются на вращающуюся платформу, под которой расположена отражающая плёнка, а светодиоды облучают детали УФ-излучением. Благодаря этому, процесс сушки происходит равномерно. Время засветки составило 7 минут.

Распечатанные на 3D-принтере задние фонари для модели ЗИЛ-115
Распечатанные на 3D-принтере задние фонари для модели ЗИЛ-115

6. Лакокрасочные работы.

Перед окрашиванием задних фонарей, я осторожно удалил поддержки и приклеили их за посадочный штырёк к концу зубочистки. По опыту, это очень упрощает работу.

Чтобы получить максимально близкий цвет к оригиналу, задние фонари были окрашены смесью лаков LP-52 и LP-53 от TAMIYA.

Распечатанные и окрашенные задние фонари для модели ЗИЛ-115
Распечатанные и окрашенные задние фонари для модели ЗИЛ-115

Далее, с помощью чёрной глянцевой краски, я закрасил крупные сколы на дверях и кузове лимузина.

Закрашивание сколов краски на кузове и дверях ЗИЛа
Закрашивание сколов краски на кузове и дверях ЗИЛа

7. Сборка модели.

Вот мы и подошли к финальному этапу работы - к сборке. Главное, не суетиться и всё делать аккуратно! Так, шаг за шагом лимузин был собран. Осталось только закрепить фирменную эмблему "ЗИЛ" на капот, поставить новенькие задние фонари и придать ему блеска!

Для фиксации эмблемы и задних фонарей, я использовал контактный клей от Revell.

Собранная модель лимузина ЗИЛ-115 и распечатанные задние фонари
Собранная модель лимузина ЗИЛ-115 и распечатанные задние фонари

Заключение.

Так, с помощью донорских деталей и 3D-технологий, ЗИЛ возродился из пепла, словно феникс 🔥.

Модель лимузина ЗИЛ-115 после восстановления
Модель лимузина ЗИЛ-115 после восстановления
Модель лимузина ЗИЛ-115 после восстановления
Модель лимузина ЗИЛ-115 после восстановления
Модель лимузина ЗИЛ-115 после восстановления
Модель лимузина ЗИЛ-115 после восстановления

Заказчику модель казалась безнадёжно утраченной, но спешу его в этом разубедить! ЗИЛ получился как новенький, готов порадовать своего владельца и встретить свой 30-летний юбилей в 2023 году!

P.S. Работа над представительскими лимузинами советского периода ещё будет иметь продолжение! Как минимум, есть идея спроектировать и изготовить эмблему "ЗИЛ" на капот. А, ведь это одна из часто-теряемых деталей!

А вот и ссылочки на предыдущие работы по восстановлению моделей с помощью 3D-печати ⬇️:

1. Москвич-412

2. ВАЗ-2107

3. ГАЗ-13 "Чайка"

4. ВАЗ-2121 "Нива"

5. КАМАЗ-5320

6. ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 "Волга"

А пока, прощаюсь с вами до следующей пятницы. Не пропустите новые публикации, где я расскажу о продолжении работ по восстановлению старых саратовских моделей 😉!

С уважением, Сержик Моделист.

#3d-принтер #anycubic #1:43 #тантал #масштабная модель #ЗИЛ-115 #зил-41047 #3d-печать #3d-моделирование #моделизм