Найти тему
Нотариат Беларуси

Нотариус: у нас можно оставить на хранении важные документы

Оглавление
Уезжаю в длительную загранкомандировку. Есть несколько важных документов, которые не хочу брать с собой и не хочу оставлять родственникам. Подсказали, что нотариусы принимают документы на временное хранение. Расскажите об этом нотариальном действии.

В случае, когда гражданин уезжает на длительный срок и ему необходимо сдать документы на хранение, он может обратиться к нотариусу. Это редкое нотариальное действие совершали ещё советские государственные нотариусы.

Какие документы нотариусы принимают на хранение

  • Выданные различными организациями, например, документы на недвижимость, об образовании, о работе, о регистрации актов гражданского состояния, о награждении и т.п.
  • Исходящие от граждан, например, письма, рукописи, чертежи, рисунки и т.п.

На хранение не принимаются

Ценные бумаги, документы, имеющие гриф «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно», а также документы, изготовленные  с помощью факсимильного  аппарата, на хранение не принимаются.

На какой срок принимаются документы

Принятые на хранение нотариусом документы хранятся в течение срока, указанного в заявлении. Если срок не указан – документы принимаются на хранение на неопределённый срок. Изъять из хранения документы можно раньше срока, определённого в заявлении.

Где хранятся документы

Документы помещаются в специальное хранилище – железный шкаф или сейф, где обеспечивается сохранность документов в том состоянии, в котором  они поступили.

На приеме у нотариуса

Нотариус составляет опись в двух экземплярах, в описи содержится информация:

  • о нотариусе, кто составляет опись, 
  • о заявлении о принятии документов на хранение,
  • о гражданине либо юрлице, кто передает документы на хранение, 
  • о передаваемых документах и их характеристика. 

Нотариус выдаст свидетельство о принятии документов на хранение, которое также оформляется в двух экземплярах.

Принятые на хранение документы вместе с описью и экземпляром свидетельства о принятии документов на хранение помещаются в конверт (пакет) и опечатываются.

Как забрать документы, оставленные на хранение у нотариуса

Нотариус может вернуть документы тому гражданину или юрлицу, кто их сдал на хранение. К письменному заявлению о выдаче  документов  необходимо  предъявить свидетельство о принятии документов на хранение и экземпляр описи, которые ранее были выданы нотариусом.

>>> Публикация по теме: "Надежнее сейфа".

Если заявитель потерял опись и свидетельство о принятии документов на хранение

В этом случае возврат документов, принятых на хранение, может быть произведён по постановлению суда.

Если заявитель умер либо юрлицо реорганизовано

В случае реорганизации юридического лица либо смерти  гражданина, сдавшего документы на хранение, документы возвращаются их правопреемникам.

Правопреемниками гражданина в случае его смерти будут считаться его наследники. Но кто из них, если их несколько, имеет право получить эти документы - вопрос не однозначный. Целесообразно, на взгляд нотариуса, на опечатанном  конверте (пакете), в котором содержатся переданные на хранение  документы, экземпляр описи и свидетельства о принятии документов на хранение, указывать, кто может в случае смерти лица получить эти документы с указанием  адреса такого лица.

Принятие документов на хранение может иметь как самостоятельный характер, так и являться  одним из составляющих этапов нотариального процесса, например,  мер по  охране наследственного имущества.

Принятие документов на хранение – гарантия их сохранности.

>>> Нотариус Минского областного нотариального округа Ольга Бадажкова для издания "Регион".

>>> Задайте свой вопрос нотариусу, заполнив форму на сайте belnotary.by.

>>> Подписывайтесь на паблики "Нотариат Беларуси" в социальных сетях.