Найти тему
SerovaElenaStudio

Цвет: история и чувственный дизайн – часть 1 «Синий»

На протяжении многих и многих веков ученые и ремесленники разных сфер и направлений занимались исследованием понятия и природы цвета.

«Цвет в понимании физика или химика отнюдь не то же самое, что цвет в понимании невролога и биолога.» - говорит Мишель Пастуро*.

* Мишель Пастуро - прекрасный автор, историк, ученый, исследователь, он систематизировал и обобщил знания о цвете в историческом, социальном и техническом представлении.

Моё знакомство с его исследованиями началось с книги «Синий. История цвета». К этому времени у меня уже был опыт изучения цвета и колористических решений у замечательных педагогов, и я считала свои знания достаточно объемными и серьезными.

Но книга Мишеля Пастуро не только приятно удивила меня научным подходом к исследованию, объемом фактов и внушительным библиографическим списком, а еще существенно расширила мои границы понимания и восприятия синего цвета.

Предлагаю провести небольшое исследование по основным цветам, которым посвящены пять книг автора: «Синий. История цвета» (2000), «Черный. История цвета» (2008), «Зеленый. История цвета» (2013), «Красный. История цвета» (2016), «Желтый. История цвета» (2019), в котором мы определим взаимосвязь цвета, психологии восприятия и принципов чувственного дизайна.

Начнем с синего цвета и моей любимой книги «Синий. История цвета»:

Книга «Синий. История цвета», автор Мишель Пастуро.
Книга «Синий. История цвета», автор Мишель Пастуро.

«Цвет – прежде всего факт общественной жизни» - пишет автор, начиная рассказ о появлении синего цвета в жизни людей, например, в виде окрашенной ткани или на полотнах художников.

Несмотря на то, что согласно цветовому спектру синий, красный и жёлтый - являются первичными цветами, то есть их нельзя получить при смешивании других цветов, появление синего цвета в жизни общества происходит намного позже, чем появление красного и желтого.

«Этот цвет с самого рождения Земли широко представлен в природе, однако воспроизводить его, изготавливать для своих надобностей и свободно им пользоваться человек научился очень поздно и с большим трудом.» - говорит Мишель Пастуро о синем цвете.

Согласно современным исследованиям считается, что практика окрашивания тканей появилась между шестым и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Однако, из-за специфики технологии получения синего пигмента, этот цвет в европейском обществе появляется только в Средние века межу IX и XIII веками.

«На рубеже первого и второго тысячелетий, и в особенности начиная с XII века, синий в западноевропейской культуре перестает быть второстепенным и редко используемым цветом, каким он был в Древнем Риме и в эпоху раннего Средневековья. Отношение к нему изменяется на прямо противоположное: очень скоро синий становится модным, аристократичным цветом, а по мнению некоторых авторов – даже прекраснейшим из цветов. За несколько десятилетий его экономическая ценность многократно увеличивается, его все активнее используют в одежде, он занимает все большее место в художественном творчестве.» - описывает Мишель Пастуро феномен изменения важности синего цвета в жизни европейского общества.

Дальнейшее отношение к синему цвету будет меняться с течением времени, то уменьшая, то усиливая любовь европейцев к этому цвету, в зависимости от социальных и культурных изменений, происходящих в обществе.

Мишель Пастуро выделяет несколько аспектов успеха синего цвета - «в XII веке этот цвет стали восхвалять богословы, затем его открыли для себя художники; в XIII столетии красильщики сумели придать ему невиданные прежде яркость и насыщенность; с середины XIV века он занял почетное место в геральдике; двести лет спустя Реформация придала ему статус высокоморального цвета. Но наивысшей славы он достиг в XVIII веке...», в это время по словам автора «возникла новая символика цветов, в которой синий занял главное место: отныне он стал цветом прогресса, просвещения, заветных чаяний и желанных свобод человечества.»

Новому смыслу «прогресса, просвещения и свободы» синий цвет обязан литературе романтизма, а также социально-общественным изменениям в европейской жизни XVIII века.

Согласно социологическим опросам, проводимым в XX веке, синий цвет являлся самым любимым цветом европейцев. Любовь современников к синему цвету мы можем увидеть в произведениях художников - Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Василия Кандинского, Ива Кляйна и еще многих и многих представителей различных направлений и стилей искусства XX века.

Анри Матисс "Разговор", 1909 г.
Анри Матисс "Разговор", 1909 г.
Пабло Пикассо "Портрет Себастьяна Видала", 1903г.
Пабло Пикассо "Портрет Себастьяна Видала", 1903г.
Василий Кандинский "Синяя картина", 1925 г.
Василий Кандинский "Синяя картина", 1925 г.

Автор завершает книгу «Синий. История цвета» исследованием отношения к синему цвету современного европейца - «одна из основных характеристик синего в западной цветовой символике: он не будоражит, он спокойный, миролюбивый, ненавязчивый, почти нейтральный. Правда, он вызывает мечтательное настроение (вспомним еще раз поэтов-романтиков, голубой цветок Новалиса, американский блюз), но в этой меланхолической мечтательности есть нечто успокаивающее».

Такой вывод вполне соответствует современным исследованиям влияния цвета на настроение и состояние человека: психология восприятия синего цвета связана с природой, синий цвет успокаивает и расслабляет, настраивает на самопознание, способствует пониманию внутреннего мира человека.

Согласно принципам чувственного дизайна оттенки синего цвета делают пространство более воздушным. Синий цвет в помещении действует на человека, как глоток свежего воздуха, он расслабляет и успокаивает наш разум, способствует концентрации внимания. В интерьерном дизайне синий цвет - это цвет философов, ученых и мыслителей.

Интерьер дизайнера Abigail Ahern
Интерьер дизайнера Abigail Ahern
Интерьер дизайнера Jonathan Adler
Интерьер дизайнера Jonathan Adler
Интерьер дизайнера Jonathan Adler
Интерьер дизайнера Jonathan Adler
Коллекция мебели и света дизайнера Kelly Wearstler, 2020 г.
Коллекция мебели и света дизайнера Kelly Wearstler, 2020 г.
Интерьер дизайнера Kelly Wearstler
Интерьер дизайнера Kelly Wearstler

#синий цвет #история синего цвета #мишель пастуро #чувственный дизайн #дизайн интерьера #синий цвет в интерьере