Найти тему
Марина Морозова

01. Свадьба в русской живописи. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…

Я давно собиралась сделать проект, который называется «Русская свадьба в живописи». В нем я хочу объединить искусствоведческие, этнографические и исторические факты, но не заумным языком, который понимают только специалисты, пишущие сами для себя. Я хочу рассказать о своей любимой теме так, как Я её вижу, так, как Я о ней думаю и так, как Я её оцениваю. Поэтому, будьте готовы к тому, что в каждой статье будет еще очень много личного, т.к. любое искусство мы воспринимаем через личное восприятие, даже если оно категорически не совпадает с мнением искусствоведов, критиков и историков.

Не смотря на то, что в моем институтском дипломе написано «Библиограф-искусствовед. Библиография художественной литературы и литературы по искусству», я не могу назвать себя искусствоведом в полном смысле этого слова, да и по специальности я проработала всего два с половиной года. Я, например, не люблю западную живопись или скульптуру. За многолетние поездки в Санкт-Петербург, я ни разу не побывала в Эрмитаже. Причем, именно из-за институтского обучения. Все образцы живописи и скульптуры, которые мы должны были описывать, разбирать и анализировать, - они все были из хранилищ Эрмитажа. Наверное, это так же, как люди, в детстве из-под палки прочитавшие «Евгения Онегина» или «Войну и Мир», больше никогда к ним не возвращаются, так и я больше не хочу бывать в Эрмитаже. Зато я могу на полчаса забежать в Русский музей, чтобы в зале Айвазовского посидеть перед «Штормом», «поймать волну» и уйти счастливой. Причем, я даже не взгляну на рядом висящий «Девятый вал», опять же потому, что со школы он мне надоел.

Кстати, люди! Кто еще не знает, это обязательно нужно испытать – если перед «Штормом» сесть на банкеточку, а она специально стоит так, чтобы зрение не захватывало края картины и не видело раму (а картина ооочень большая). Несколько секунд смотреть, не отрываясь и не переводя взгляд, то возникает эффект, что волна, которая изображена на картине вас сейчас захлестнет. Хочется отшатнуться или закрыться руками. Офигенное ощущение от того, что человек мазок за мазком рисовал обычной кисточкой.

Мой интерес к русской живописи возник не в институте, а в музыкальной школе. Представьте себе 13-летнюю деревенскую девочку, которая после ежедневных своих домашних обязанностей (корову, правда, я еще тогда доить не умела – позже научилась), пришла на урок в музыкалку. А в кабинете специальности мой учитель Рафаэль Галимзянович Галимов забивает в стену гвоздик. Ожидая начало урока, я наблюдаю за процессом. Рафаэль Галимзянович вешает на вбитый гвоздик репродукцию картины Шишкина «Рожь». Я с недоумением спрашиваю: «А зачем здесь эта картина? У нас же кабинет музыки, здесь портреты композиторов нужны», (хотя этих портретов и так была в кабинете тьма-тьмущая). А Рафаэль Галимзянович отвечает: «Марина, ты посмотри – сколько здесь музыки!!!...» Я посмотрела и залипла. Я не знаю, случайно он это сделал или учитывал то, что у него учатся именно деревенские дети и они сами видели все эти хлебные поля, они мильон раз проходили или проезжали мимо них. Они коров пасли, следя, чтобы скотина не зашла в «потраву», т.е на хлебное поле и не попортила его. Но я ощутила и эту жару, и ветерок, приминающий хлебные колосья, играющий с ними. Я услышала пенье птиц, гуденье паутов, шелест колосьев…

Иван Шишкин - "Рожь" 1878
Иван Шишкин - "Рожь" 1878

Вот не умею я коротко писать, поэтому позволю себе отвлечься на тему «ВЕЛИКИЙ ПЕДАГОГ». Рафаэль Галимзянович приехал в наше село по распределению после окончания Тюменского училища искусств. Если он поступил в него после 8-го класса, проучился 4 года, то в тот момент, когда он работал в нашей музыкальной школе, ему было лет 20-22. По моим нынешним меркам – малолетка, пацан. Когда доходило дело до выбора нового музыкального произведения, он никогда не тыкал пальцем в ноты: «Вот это разучишь», что потом делали другие педагоги и из-за чего, в итоге, я не доучилась, бросила музыкалку. Он садился сам за пианино и играл, спрашивая – нравится мне пьеса или нет. А я была хитрая и смотрела на ноты – сколько там диезов, бемолей, или, не дай бог, бекаров. И, если их было много, говорила, что мне пьеса не нравится. Он начинал играть следующее произведение.

И вот однажды, устав искать – что же мне в итоге может понравиться, он произнес фразу: «Знаешь, Марина, я начинаю сомневаться в твоем эстетическом вкусе….». Как вам приемчик??? В деревенской музыкальной школе, сказать такое 13-летней девочке, которая без конца ссорится с братом за очередность – кому встречать коров из табуна, и чья сегодня очередь таскать воду или дрова… И сказал это не человек, умудренный педагогическим опытом, а сам очень даже молодой человек… Надо ли говорить, что после таких слов мне было начхать на все эти бемоли и диезы вместе с бекарами?...Признать, что у меня нет вкуса???? Щщааас….

А тогда, после Шишкинской «Ржи» я пришла домой и села рассматривать одну картину – «Сватовство майора» Павла Федотова. Я тогда еще ничего не знала про сословные различия в царской России, я про самого Федотова ничего не знала. Я просто водила пальцем по платью центральной героини и думала – как же это можно было нарисовать, чтобы ткань платья хотелось потрогать?... Именно с этой картины я и хочу начать свой личный проект «Русская свадьба в живописи». Если вам интересно, читайте, рассматривайте вместе со мной, пишите свои комментарии.

02.Свадьба в русской живописи. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»

03. Свадьба в русской живописи. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу

04. Свадьба в русской живописи. Глава четвертая. Михаил Нестеров «Два лада»

05. Свадьба в русской живописи. Глава пятая. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!

06. Свадьба в русской живописи. Глава шестая. "Берегиня".

07. Свадьба в русской живописи. Глава седьмая. О вечных грёзах бестолковых девчонок...

08. Свадьба в русской живописи. Глава восьмая. Других посмотреть и себя показать…

09. Свадьба в русской живописи. Глава девятая. Сваха правды не скажет…

10. Свадьба в русской живописи. Глава десятая. Приданое к проданной...

11. Свадьба в русской живописи. Глава одиннадцатая. Приданое, которое руками не потрогать…

12. Свадьба в русской живописи. Глава двенадцатая. Наконец-то о том самом приданом.

13. Свадьба в русской живописи. Глава тринадцатая. Ответ и предисловие для критиков.

14. Свадьба в русской живописи. Глава четырнадцатая. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...

15. Свадьба в русской живописи. Глава пятнадцатая. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»

16. Свадьба в русской живописи. Глава шестнадцатая. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.

17. Свадьба в русской живописи. Глава семнадцатая. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи

18. Свадьба в русской живописи. Глава восемнадцатая. Маршрут свадебного поезда.

19. Свадьба в русской живописи. Глава девятнадцатая. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?

20. Свадьба в русской живописи. Глава двадцатая. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???

21. Свадьба в русской живописи. Всё еще не до пира…

22. Свадьба в русской живописи. Танцуем от печки…

23. Свадьба в русской живописи. С чего посуда бьётся на счастье?

24. Свадьба в русской живописи. Первый раз никому не нравится…

25. Свадьба в русской живописи. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...