Найти тему
Марина Морозова

02.Свадьба в русской живописи. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»

Павел Федотов (1815-1852) - "Сватовство майора" (1842)
Павел Федотов (1815-1852) - "Сватовство майора" (1842)

Свою знаменитую картину Павел Федотов написал в 33 года, а в 37 лет он умер, будучи в невменяемом состоянии, сумасшедшим. Исследователи считают, что так быстро прогрессирующему безумию способствовали тяжелые материальные условия и его фанатичная работоспособность в неприспособленных для этого условиях. Не знаю… Мне кажется, что для душевных болезней нужны какие-то другие обстоятельства… Федотов был дворянином во втором поколении. Его отец, служивший офицером в армии Екатерины Второй, получил дворянство, но не получил денег. Выйдя в отставку и впав в откровенную бедность, отцу не оставалось ничего, чтобы и единственного сына определить в армию.

И вот сейчас смотрим на того самого майора на картине. Речь пойдет и о дворянах и об офицерах. Не о тех, кто жил в Петербурге, щеголял на царских балах и имел по 15000 крепостных. А о тех дворянах, кто жил по всей России и не мог похвастаться большим количеством крепостных. Да, мы знаем из литературы и истории о тяжкой доле крепостных, о рабстве. А о том, что каждый помещик должен был отвечать за своих крестьян, нам не особо рассказывают. Не рассказывают, например, о том, что неурожаи в России случались каждые 4-7 лет. Речь не про то, что стрессовоустойчивой агрономией никто не занимался, а о том, что каждый короткий промежуток времени небогатый помещик должен был спасать от голода своих крестьян. Не из-за человеколюбия, а из-за того, что иначе просто некому будет работать, а денег, чтобы купить новых крестьян – просто нет. В общем, богачами большинство российских мелкопоместных дворян, назвать было трудно. Особенно это касалось тех семей, где было несколько сыновей. Если старшему сыну отец мог передать кое-какое наследство – тех же крестьян, какие-то земельные угодья, то остальным сыновьям не доставалось ничего. Нечего делить на всех сыновей, обнищают все вконец. И единственным социальным лифтом, который оставался для младших помещичьих сыновей, была армия. Впрочем, сам класс дворянство с этим умыслом и создавался – служить стране в первую очередь, а себе – как получится. Как вам такое – ни один офицер не имел права жениться до 27 лет (точно так же, как имел права жениться ни один студент, пока не закончит образования). Мало того, даже наступления разрешающего возаста, офицер не мог жениться, если его выбор не одобрит офицерское собрание. А не одобрить могли по разным поводам – мезальянс, т.е. ниже стоящая избранница по сословному статусу. Если она купчиха, или мещанка, то забудь про свою любовь – низззяяя! Если она не может дать приличного приданого, то тоже забудь про любовь. Любовь проходит, а пустой карман остается. Вот и получается, что многие офицеры могли создать семью только по выходу в отставку. А в отставку выходили иногда не просто бедными, а нищими: и денежное довольствие не способствовало обогащению, и классические офицерские пороки в виде игры в карты или знаменитые офицерские попойки довершали дело.

Итак, у нас перед глазами майор. Этот персонаж – автопортрет самого Федотова. Но только лицо. Фигуру художник писал со своего армейского товарища, как раз злоупотреблявшего пьянкой – пузико об этом и свидетельствует. Да и внешне Федотов себя явно «состарил». А что вы хотите, разгульная жизнь внешность не украшает. То ли он уже вышел в отставку, то ли еще только собирается – не важно. Ему очень нужны деньги, а получить их он может только женившись на купчихе. Тот самый мезальянс-с…

Почему? Купцы в России часто были гораздо богаче дворян. Сравните нынешних торгашей и фермеров, например. Людей, разбогатевших на торговле и сейчас гораздо больше, чем людей разбогатевших на сельском хозяйстве. Но эти люди в сословной иерархии царской России были гораздо ниже дворян. Если сравнивать права купца миллионера и самого нищего дворянина, то купец со всеми его деньгами проигрывал по всем статьям. Вспомните школьную «Грозу» Островского. Там купца Дикого, державшего в своей власти и страхе весь город, отхлестал по щекам пьяный прапорщик на теплоходе и Дикой утерся… Купцы могли быть выходцами из самых низов – из крепостных крестьян, из ремесленников, мещан. Они могли не иметь никакого образования и только коммерческая сметка, их собственные мозги позволяли достичь того, чего они достигали. Но никакие мозги, никакой талант не мог их защитить от самого нищего, самого спившегося дворянина. Тот был всегда выше!

Важно отметить, что во всем, что касается людей, нельзя обобщать. Были в нашей истории и великие дворяне, и не менее великие купцы. Например, в нашей Тюмени до революции на государственные деньги были построены всего два здания: городская тюрьма и полицейский участок. Все остальные здания, до сих пор украшающие наш город, были построены и ПОДАРЕНЫ городу КУПЦАМИ: здания Сельхоз Академии, Строительной Академии, Краеведческого музея и старый корпус 3-й городской больницы не дадут соврать. (смотри фотографии ниже)

А что делать любому, уважающему себя купцу, желающему, чтобы его внуков не смел хлестать по щекам пьяный прапорщик? Выдать дочь замуж за дворянина!!! Только так его внуки могли стать дворянами, только так они могли занять достойное место в общество. И пофиг, что зять промотает, пропьет, проиграет в карты приданое дочери. Внуки будут дворянами, это главное. А внукам можно составить такое завещание, на которое их подлый папенька не сможет наложить лапу. Почему именно подлый папенька, да потому что другой дворянин, достойный, не сможет и не захочет жениться на купчихе – унижение достоинства-с…. А то – как и с кем будет жить дочь, будет ли она рыдать ночами или умрет в родах, - отца беспокоило меньше. Это как в государстве: когда речь идет о будущем всей страны, то судьба отдельных граждан никем не учитывается. Купец думал о будущем своего рода, о внуках и правнуках. А дочь была лишь возможностью решить проблемы социального статуса.

Вот именно это и показал Павел Федотов в своей картине. Не самый, но достаточно богатый купеческий дом. Юная девушка, которая чуть ли не кричит «Ну не хочу я, он же стаааарыыыыый!!!» Федотов, хоть и сам дворянин всего лишь во втором поколении, а уже сноб, он с издевкой изображает купеческую семью. И дочь, и её мать в бальных богатых платьях. Да, они ооочень дорогие эти платья, но одевать их можно только на бал, а вовсе не для встречи пусть даже самого почетного гостя. Федотов упрекает их в отсутствии вкуса, в невежестве. А матушка еще и в крестьянском платке – вы только подумайте, какая безвкусица: вечернее бальное платье за огроменные тыщи и бабский платок. А еще посмотрите на кошку, которая намывает гостей. И в этом тоже издевка – видите, какие они сиволапые, в крестьянские приметы верят?

Сам купец в тени. Он особо Федотову-майору и не интересен. Деньги у него есть, дочка юная с хорошим приданым есть, ну и хватит с него. А вот женщина, стоящая в дверном проеме – ооочень интересный персонаж. Это не служанка. Это СВАХА!!! Была в российских городах (не путать с деревенскими свахами) такая интересная профессия. Говоря современным языком – создатель горизонтальных связей в обществе. Именно к ней мог прийти купец и сказать: «Слушай, у меня дочка на выданье. Помоги найти достойного дворянина. Вот такое приданое за дочерью даю»… И к ней же мог прийти даже случайно заехавший в этот городок бедный дворянчик: «Очень нужна невеста с хорошим приданым, подбери что-нибудь интересненькое!» Совершенно гениально такую сваху сыграла Лидия Смирнова в «Женитьбе Бальзаминова». В обществе к представительницам этой профессии отношение было чуть лучше, чем к владелицам «веселых домов». Их терпели, но не уважали. Почему? Как вам поговорки «Сваха правды не скажет» или «Врешь, как сваха…»? Не знаю, почему, но именно сваха была олицетворением абсолютной лжи, вранья. Вот интересно – продавать дочь за дворянское звание это нормально, а вот врать – это плохо… О времена, о, нравы: честное офицерское или честное купеческое слово это важно, это незыблемо. А вот факт купли-продажи женщины, причем, ни фига не крепостной, это нормально. А сваха врет всегда – нахваливая невесту или жениха, преувеличивая их внешние или материальные достоинства. За что её уважать, ну скажите на милость?

Знаете, в каком персонаже не читается федотовский снобизм? В кухарке, которая накрывает на стол. Вот она – полезный для дворянина персонаж. Без кухарки не прожить ни купцам, ни дворянам, ни даже самым нищим студентам. Нам сейчас это трудно представить – из источников огня только дровяные печи, даже в самом крупном городе. И пищу сготовить можно только на этой печи, когда убавить или прибавить огонь – невозможно. И как в таких условиях сготовить вкусно, да еще и что-нибудь изысканное? Так что хорошая кухарка и для дворянина – важный и нужный человек. И вот она в картине изображена со спокойным, умным лицом. Она все понимает и девушку ей по-женски жалко.

И, наконец, еще две фигуры. Высунувшаяся из другой двери приживалка: «Что? Что происходит? Кто там пришел?» и отвечающая ей служанка. И здесь тоже снобизм дворянина во втором поколении Федотова: хорошая прислуга, выученная в достойных дворянских домах, - не может не то что разговаривать в присутствии хозяев, но и находиться в помещении не может, пока её не позовут. Тем более, когда в дом прибыл такой важный гость. Вот такие эти сиволапые купцы – платья в Париже заказать могут, а прислугу нормально выучить – куда им. Да и приживалка – тот еще моветон. Ну разве можно брать в дом на полное довольствие какую-нибудь нищенку с улицы? Кормить, поить её, содержать…. Сиволапые, что с них возьмешь…

Называя Федотова снобом, я, конечно, не права. Он лишь показал, так скажем, общее отношение к купцам со стороны обедневшего дворянства. Он и сам был таким нищим офицером-дворянином и, конечно, знал - о чем он пишет картину. К чести Павла Федотова нужно сказать, что он написал два варианта картины «Сватовство майора». На первом варианте, самом знаменитом, отрицательным персонажем выступает майор, а на другом – купеческое семейство. В других своих картинах он с такой же издевкой показывает и другие снобистские «понты» российских сословий.

«Добро» на написание картины Федотову дал сам Карл Брюллов. У художника просто не было денег ни на холст, ни на краски. И Брюллов добился, чтобы от Академии художеств Федотову выделили 700 рублей. И художник очень ответственно потратил эти немаленькие по тем временам деньги. Все платья для персонажей специально шились. Для каждого персонажа Федотов искал модель, и, конечно, платил ей. Интересно, что целый год Федотов искал модель для фигуры купца. А потом еще чуть ли не год уговаривал его позировать. А в итоге купца очень трудно разглядеть на картине. Все это время подготовки Федотов ходил по купеческим домам, запоминал малейшие особенности купеческого быта. В общем, при отсутствии в то время фотографии, эту картину можно считать настолько правдивой, насколько может быть правдивой только фотография.

После презентации «Сватовства майора» публике Павел Федотов, что называется, проснулся знаменитым. Он сразу стал академиком Российской Академии художеств. Вот только ни достатка, ни здоровья ему это не принесло. Он не женился на богатой купчихе, не оставил детей. А вот картины остались. И одна из них – «Сватовство майора» - очень небольшая по размеру, с жуткими кракелюрами, мешающими рассмотреть полотно, потемневшая от времени. Но до сих пор так и хочется протянуть руку, чтобы пальцами ощупать ткань и кружево на платье у купеческой дочки.

Это лишь одна картина. Продолжение следует….

Здание Архитектурно-строительной Академии в Тюмени. Построено и подарено городу купцом Иваном Колокольниковым
Здание Архитектурно-строительной Академии в Тюмени. Построено и подарено городу купцом Иваном Колокольниковым

Здание Сельскохозяйственной Академии в Тюмени. Изначально строилось для города только в качестве учебного заведения купцом Иваном Подаруевым. В нем учились писатель Михаил Пришвин, дипломат Леонид Красин, разведчик-диверсант Николай Кузнецов. В годы ВОВ в нем находилось эвакуированное из Мавзолея тело В.И.Ленина (ну да это к теме не относится))))
Здание Сельскохозяйственной Академии в Тюмени. Изначально строилось для города только в качестве учебного заведения купцом Иваном Подаруевым. В нем учились писатель Михаил Пришвин, дипломат Леонид Красин, разведчик-диверсант Николай Кузнецов. В годы ВОВ в нем находилось эвакуированное из Мавзолея тело В.И.Ленина (ну да это к теме не относится))))

Здание краеведческого музея в Тюмени. Строилось как здание Городской Думы на средства тюменских купцов
Здание краеведческого музея в Тюмени. Строилось как здание Городской Думы на средства тюменских купцов

Здание Дома Губернатора в Тюмени. Построено и подарено городу для "Народного дома" купцом Иваном Прасоловым
Здание Дома Губернатора в Тюмени. Построено и подарено городу для "Народного дома" купцом Иваном Прасоловым

Здание третьей горбольницы в Тюмени. Построено именно как больничный комплекс и подарено городу купцом Андреем Текутьевым. В 1914-м году здесь, после покушения, лечился Григорий Распутин (но это тоже к теме не относится)))
Здание третьей горбольницы в Тюмени. Построено именно как больничный комплекс и подарено городу купцом Андреем Текутьевым. В 1914-м году здесь, после покушения, лечился Григорий Распутин (но это тоже к теме не относится)))

Чтобы прочитать все статьи из этого цикла, достаточно лишь пройти по ссылкам:

01. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…

02. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»

03. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу

04. «Два лада»

05. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!

06. "Берегиня".

07. О вечных грёзах бестолковых девчонок...

08. Других посмотреть и себя показать…

09. Сваха правды не скажет…

10. Приданое к проданной...

11. Приданое, которое руками не потрогать…

12. Наконец-то о том самом приданом.

13. Ответ и предисловие для критиков.

14. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...

15. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»

16. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.

17. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи

18. Маршрут свадебного поезда.

19. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?

20. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???

21. Всё еще не до пира…

22. Танцуем от печки…

23. С чего посуда бьётся на счастье?

24. Первый раз никому не нравится…

25. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...