Найти тему

Про музыку. Бетховен. Девятая симфония. 1824 год

Девятая симфония Бетховена это не то что глыба накрывающая всё человечество с головой, это огромная галактика поглощающая всё и вся. Впрочем, что бы об этом произведении не говорили, будет звучать банально. Ибо о нем сказано и написано предостаточно хорошего и плохого. Но я банальностей не боюсь, ибо я не музыкальный критик, и в симфонической музыке мало что смыслю (как и во всем остальном, впрочем). Потому как не берусь судить о фабуле или концепции, тем паче уж о топосе и тому подобных премудростях. Эти термины мне не ведомы, поэтому я могу судить только о впечатлении, которое на меня произвела эта музыка. А это проще простого. То есть нужно всего-то сказать, понравилось или нет. Так, да не так. Когда я впервые принес эту пластинку домой, я уже примерно знал что меня ждёт. Бетховена часто популяризовали, поэтому его девятую примерно знают все, так или иначе. Но когда я поставил пластинку на проигрыватель, мир сдвинулся с места. Я на час с лишним выпал из реальности. Возможно причиной этому моя тогдашняя юношеская восторженность. Но мне кажется Великий Бетховен именно этого и добивался. Ни один человек прочувствовавший эту музыку не останется равнодушным. А уж когда грянет четвертая часть! Хоровая. То тут уж, что называется, хоть святых выноси. Можно рыдать, а можно ругаться. И то и другое будет правильно. Ибо это катарсис, эмоциональный апофеоз. Бетховен первый, кто добавил в симфонию хор. Это было тогда неслыханным новаторством. В четвертой части звучит "Ода к радости" на стихи Шиллера. Та самая! Мне кажется её знают все. Потому что это музыка вселенной. Она давно существует отдельной субстанцией. Она звучит даже тогда, когда её не исполняют. А как осознать то, что когда Бетховен это сочинял, он был уже совершенно глух...