Найти тему
Tuzicius

Поглощение пути богов: Как буддизм изменил Японию навсегда?

Типа красиво.
Типа красиво.

VI-VIII век - тот период, когда та старая дремучая Япония встаёт на путь усиленной феодализации и принятия всего нового. Реально, японцы в то время впитывали всё, словно губки. Не обошло это дело и буддизм, который появится в Японии во второй половине VI века и будет всё больше и больше наращивать своё влияние через японских государей и пришлых чиновников из Кореи и Китая.

Насколько было сильно распространение учения Будды?

Ну, давайте посмотри на цифры.

622 г. - 46 буддийских храмов.

После реформы Тайка в 646 году буддизм стал государственной религией наравне с синтоизмом, как итог - к 692 г. мы имеем уже 545 буддийских храмов.

Типа монах с хроникой, по ходу Китай.
Типа монах с хроникой, по ходу Китай.

В храмах Будды не только молились и пропагандировали новую веру, отнюдь, храмы буддистов были подобны христианским церквям, они были хранителями знаний. К концу VII века, храмы превращаются в очаги грамотности, китайской учености, в храмах записывали летописи, составлялись хроники, года правлений монархов Японии.

Распространение буддизма в Японии также интересно тем, что просуществовав на территории архипелага менее ста лет, спустя короткое время стал толкать людей на создание сект.

К IX веку нам известны самые популярные из них: Дзёдзицусю, Санронсю, Хоссосю, Кусасю, Кэгонсю, Рисю.

Пути были разные, у всех было своё мнение о нирване и поиске пути спасения, но три догмы были неизменны:

1) Сущность мира непостижима для человека.

2) Истинная цель человека - стремиться сбросить бремя земных желаний.

3) Единственный путь освобождения - достижение нирваны.

Но, несмотря на принятие новой веры, старая то никуда не уходила, а стереть ее и предать забвению равнялось суициду для тогдашней буддийской верхушки. Стремясь через догмы подчинить себе население и занять хорошую позицию, буддисты начинают заниматься махаянизмом. Что это такое? - Сейчас узнаем.

Философия буддизма Махаяны это философия, ориентированная на человека. Буддизм Махаяны склонен рассматривать все буддийские учения и практики как методы, способные помочь людям различных интеллектуальных и духовных уровней развиваться в направлении пробуждения, которого в данный момент они не могут осознать или представить.

Если еще короче, то буддисты учения Махаяны стремились к ассимиляции местной религии, в Японии это был синтоизм. Буддизм в плане религии вообще в принципе стал универсальным и в итоге даже синтоистские монахи стали приходить в буддийские храмы.

Буддисты влияли не только на духовную жизнь общества, но и на политическую. В 701 году был введён кодекс "Тайхорё" - свод законов, который сыграет немалую роль в становлении японской государственности, к созданию кодекса были причастны не только государственные деятели, но и буддийские монахи.

К 750-ым годам влияние буддизма на Японию еще больше увеличивается, в это время появляется синкретическое учение "рёбу синто" (両部神道), что чисто буквально можно перевести как "Две стороны пути богов", или "Двойной путь богов". Это было учение, которое смешивало в себе идеи синтоизма и буддизма, с этого момента буддийская церковь становится серьезным претендентом на роль политического и религиозного гегемона.

С правления императора Сёму был введен институт "инкё", что он означал?

Институт по сути оформлял политическую власть церкви. Теперь духовенство могло заставить монарха отречься от престола в пользу наследника, сам монарх постригался в монахи. У буддийской церкви впервые появилось орудие для захвата власти.

После рёбу синто появилось новое учение - "хондзи суйдзяку" -  синкретическое буддийско-синтоистское вероучение, утверждающее, что японские синтоистские божества являются временным воплощением будды, что изменил свой облик явившись на японскую землю.

Храм Тодайдзи.
Храм Тодайдзи.

Во время правления Сёму в 728 году был заложен фундамент Великого восточного храма "Тодайдзи". Этот буддийский храм до сих пор является крупнейшим деревянным комплексом в мире. Храм был завершён в 745 году, а статуя Будды, что находится внутри по сей день закончена в 751 году, при этом для создания статуи была использована почти вся производимая в стране бронза. Сама статуя по приказу из манифеста должна была быть одновременно воплощением Будды и синтоистской богини солнца Аматэрасу. В 752 году проводится церемония освящения статуи, в которой принимают участие монахи со всей Японии и индийский буддийский монах Бодхисена. Статую ремонтировали несколько раз, в частности после землетрясения и двух пожаров. Храм приобрёл современный вид в 1709 году, при этом были демонтированы две пагоды высотой 100 м, вероятно, самые высокие деревянные строения в мире того времени, которые были разрушены землетрясением.

Тодайдзи считался главным храмом области Ямато. В сокровищнице храма Сёсоин находится немало реликвий времён постройки храма. Также в храме хранится обширная коллекция рукописей.

Храмовое предание приписывает основание храма первому настоятелю монаху Робэн. Выдающийся церковный деятель, философ, писатель и художник.

Статуя Будды внутри храма.
Статуя Будды внутри храма.

В итоге что мы имеем уже к VIII веку н. э. ? Буддисты добиваются полного слияния синтоистских и буддийских культов, к синтоистским храмам начинают пристраивать помещения для отправления буддийского культа. К самому Великому восточному храму к 750 году подчинены все мужские монастыри на периферии.

Культуры Кореи, Китая и Индии в то время оказали колоссальное влияние на молодую Японию. Во время всего средневекового периода оно не прекращалось ни на секунду. Слияние многих культур породило ту самую великолепную культуру страны восходящего солнца, чей свет мы лицезреем и сейчас.

#Япония #историяяпонии #культура #историякультуры #буддизм #религия #вера #японцы #интересно