Образованный народ – развитое государство.
Л. Н. Толстой является органичной частью истории педагогики, он осознает уникальность свободного познания каждого отдельного ребенка, видит идейный потенциал в противовес «пересказыванию информации» в традиционной системе обучения.
В 1859 году Лев Николаевич открывается яснополянскую школа для крестьянских детей. На фоне привычных для 19 века авторитарных методов преподавания, Л.Н. Толстой открывает нам свободный формат взаимодействия между учениками. В процессе дискуссии ребята выражают свои мысли, идеи, отстаивают те или иные доводы.
В школе были еще 4 педагога, помимо Льва Николаевича. Ежедневно они описывали свои занятия. Но сохранился только журнал «Ясная Поляна» 1862 года. В одном из фрагментов Л.Н. Толстой высказывается против принуждения детей к образовательному процессу, как то привычно реализуется в школах на уровне общей для всех программы. Он выступает за поиск особенностей ученика, природной уникальности, чтобы развивать каждого ребенка, в зависимости от его предрасположенностей и интересов.
Сам Лев Николаевич преподавал физику, математику, историю, разбирал сочинения. Междисциплинарость показывает широкий кругозор как со стороны учеников, так и преподавателей.
В статье «Воспитание и образование» представляет нам абстрактный образ педагогики – юношу Ваню, который прошел весь курс наук в учебных заведениях России и в результате «чужим языком говорящего», «курящего папиросы и пьющего вино», «самоуверенного и самодовольного».
Лев Николаевич объездил заграничные (Великобритания, Франция, Бельгия) и российские школы для понимания общего состояния образования. В одной из лондонских школ директор сделал ученикам экзамен по теме «хлопчатая бумага». Вопросы были такими:
Какое растение – хлопчатая бумага?
Где оно обрабатывается?
Где производится?
Каким путем приходит к нам и как выделывается на фабриках?
На вопросы ученики отвечали отлично, очевидно наизусть. Лев Николаевич спросил: к какому классу растений принадлежит хлопчатая бумага? Какая почва нужна для нее? Сколько весит кубический фут хлопчатой бумаге при укладке? Как укладывается, сколько стоит перевозка? Что будет с ней, когда подмокнет? Какие ее химические составные части?
Все эти вопросы относились к предмету бумаги, но ответить на них ученики не могли. Толстой возмущался деспотизмом такого преподавания, так как игнорировалось «свойство человеческой природы к систематическому изучению наук».
Лев Николаевич закладывал в юношестве стремление к творческой активности, инициативе к познанию окружающей природы. Помимо развития мышления в тех или иных дискурсах, ребята учились слушать и слышать друг друга.