В английской газете «Дейли миррор» появилось сообщение: один из бирмингемских заводов реализовал в течение года… восемь тысяч колодок для рабов. Это произошло через полтора века после отмены рабства. Да, и сегодня, в эпоху технического прогресса, рабство не умерло. По данным ООН в настоящее время в традиционной форме рабства находятся полмиллиона человек. Это рабство вполне отвечает нашим представлениям, почерпнутым из учебников истории.
Но найдены и новые, не менее страшные пути закабаления человека. ООН даже пришлось расширить понятие рабства и считать его проявлением «любую форму эксплуатации человеческого труда, любое насилие, которое приносит людям страдания, мучения, лишение свобода». Психология рабовладения сохранилась и на государственном уровне. ЮАР — государство на юге Африки. Черное большинство — 75% населения страны — бесправные рабы, белое меньшинство — надсмотрщики.
Расовая дискриминация возведена в ЮАР в ранг государственной политики. Чернокожим гражданам выделено 13% территории: бесплодные, засушливые резервации — бантустаны, где нет не только школ и больниц, а даже элементарных условий для жизни.
«Это земля наша земля», — гласит плакатики на спинах белых малышей. Черным разрешается лишь прислуживать.
На любое сопротивление рабов расисты отвечают пулями. Убийство чернокожего, как и во время рабовладения, сходит безнаказанно. «Множество белых все ещё испытывают желание поработить черных». Это уже фраза из доклада, подготовленного Национальной городской лигой США.
Прокламация об освобождении американских негров была подписана в 1862 году… А в 1865 году в США был создан ку-клуск-клан. Но и в 80-е годы XX века полыхают костры под окнами «ниггеров», продолжаются расправы над теми, кого расисты по-прежнему считают своими рабами.
В массовых убийствах негров принимают участие и полицейские, которые сами часто состоят в ку-клукс-клане. Гарлем — «черное гетто» Нью-Йорка — после очередного столкновения с полицией. В Атланте маньяк-расист убил одного за другим 28 чернокожих мальчуганов.
В США на положении рабов оказываются и миллионы иммигрантов из Латинской Америки и Азии. Журнал «НЬЮСУИК» утверждает, что они не нужны Америке. Но на дешевой рабочей силе (за равный труд иммигрант получает на 1/3 меньше местного рабочего) предприимчивые дельцы сколачивают состояния. «Койоты» — так называют тех, кто за большие деньги нелегально переправляет партии латиноамериканцев через границу США, а затем… продаёт их. Нищих, отчаявшихся людей манит в богатую Америку мечта о сытой жизни. Ещё один шаг — и вот она, «американская мечта». Но мечта оборачивается трагедией. В США есть десятки сельско-хозяйственных фирм, где незаконных иммигрантов заставляют работать по 16 часов в сутки за корку хлеба, держат взаперти, а при попытки к бегству-стреляют.
В 1982 году в техасской пустыне обнаружили брошенный грузовик. В запертом фургоне — трупы четырех сальвадорцев и ещё четыре человека, лишившиеся рассудка. Очевидно, «койоты», почуяв слежку, оставили их умирать. В Техасе перехвачена очередная машина с «живым товаром».
Эти люди надеялись найти в Соединенных Штатах убежище от террора и преследований, а стали жертвами насилия и жестокости. Высылка на родину обречет многих из них на верную смерть. Всего в США около 100 тысяч «современных рабов». Рабовладельцами вполне можно назвать хозяев подпольных «потогонных» мастерских, где те же иммигранты работают за гроши в невыносимых условиях.
Таких заведений только в Нью-Йорке не менее 10 тысяч. Полиция проводит облавы, но за решеткой оказываются те же рабочие. «Потогонные» мастерские для иммигрантов есть и в Англии, Франции, ФРГ, Испании.
В Западной Европе живут 12 миллионов выходцев из развивающихся стран. В годы послевоенного экономического бума их зазывали: чернорабочие были нужны. Но в середине 70-х экономический кризис резко изменил ситуацию…
Гетто для иммигрантов в самом центре Парижа. Здесь в грязи и нищете живут представители 46 национальностей. А такое жилье предлагает «нежелательным» иммигрантам английское правительство.
Реакционные круги, да и сами власти, создают вокруг иммигрантов атмосферу ненависти, обвиняя их во всех экономических неурядицах. Иностранных рабочих все чаще избивают на улицах, подвергают настоящей осаде их дома. В Гамбурге одного турка повесили прямо в проходной завода.
Жертвы насилия стараются объединится, защитить себя и свои семьи. Во Франции появился даже номер телефона «SOS, расизм!» по которому надо звонить в экстренном случае.
Но главные жертвы расизма и рабства на Земле - дети, - считают эксперты рабочий группы ООН по борьбе с рабством. Более сто миллионов детей подвергаются нещадной эксплуатации. Многие из них используются на работах, где детский труд запрещен законом. Детям можно меньше платить, чем слабее человек - тем проще его эксплуатировать. В Бразилии и Египте дети работают на кирпичных заводах и каменоломнях. Два - три года такой работы - и они приобретают неизлечимые заболевания спины, легких.
Знаменитый цейлонский чай начинается с труда пятилетних ланкийцев. Показатель смертности среди них вдвое выше, чем в средним по стране. На ковровых ткацких фабриках Тайланда, Гонконга, Пакистана дети обычно трудятся, согнувшись в три погибели или сидя на корточках. Это ведет к деформации костей.
А что же в «цивилизованной» Европе?
ИТАЛИЯ. Развития капиталистическая страна. Дети спят вповалку после 12-часового рабочего (или рабского?) дня на подпольном предприятии, контролируемом мафией.
Во многих городах мира практически открыто действуют детские невольничьи рынки. «Щупайте маленькие бицепсы, смотрите молочные зубы. ДЕШЕВО…»
Согласно данным ООН, тысячи детей в Азии ежегодно фактически продаются в рабство для работы на фермах, заводах, в сфере обслуживания или в публичные дома. Объектом сверхэксплуатации являются и женщины. Состоятельные граждане США, ФРГ, Франции приобретают азиаток — рабынь-наложниц. Женщин, похищенных насильно, продают из США в Японию, из Скандинавии -в Сингапур, из Франции — в ФРГ…
Рабство живёт, рабство процветает там, где существует эксплуатация человека человеком, где человека оценивают той суммой, которой он располагает или которую на нём можно заработать. И вряд ли оно исчезнет в обществе, в котором погоня за прибылью перевешивает любые моральные категории…
Автор Л. Елин.
И сегодня в 21 веке ничего не поменялось. На против, приобрела куда большие размеры.