Я не хочу делать обобщений и заниматься фантазиями обо всех и по немногу. Напишу о женщинах старшего поколения своей семьи, с которыми мне пришлось встреться в жизни и общаться. Многие из них повлияли на мое мировоззрение и характер. О некоторых напишу по рассказам близких.
Самая старшая из них - моя прабабушка ( мать моей бабушки по отцу). Мне было около шести лет, когда она умерла, будучи в глубоком возрасте. Воспоминания специфические. Она часто сидела на веранде дома моей бабушки в простом платье и белом платочке. Она почти не разговаривала, вечером ее уводили в свою комнату. Меня несколько раз подводили к ней. Она что-то говорила или молилась за меня. Но память возвращает ощущения легкости и какого то блаженства от соприкосновения ее рук. Ушла из жизни тихо и не создала никому лишних проблем.
Много позже, мне рассказали ее жизнь. Она родилась в селе Синодское ( привязку к губернии давать не буду) в зажиточной крестьянской семье. Село, к слову, было все зажиточное.
Родила пятерых дочерей и пятерых сыновей. У семьи была мельница и кузница, своя земля. Дети все закончили церковно-приходскую школу и были грамотными.
Когда я вырос , мне повезло пообщаться не только с бабушкой, но и с ее двумя сестрами.
Семья была дружной и трудолюбивой. Жили в достатке.
Революция почти не коснулась уклада жизни. А вот коллективизация все сломала. Члены семьи были вынуждены разъехаться в разные части страны - уезжающим можно было что то забрать с собой. Полного разора не случилось, так как в той местности руководители не допустили разорения крестьянства и сел. Моим повезло. Их не арестовывали не репрессировали. Просто все хозяйства семей стало общим, колхозным. Стало много лишних ртов, люди поехали в города и другие регионы. Прабабушка также работала в сельском хозяйстве. Когда прадед умер перед войной с немцами, она кочевала по своим детям, нянча новорожденных внуков, чтобы дети могли работать. Ее так и звали - наша Няня. Мне очень жалко, что меня она нянчить уже не могла. Она много могла бы рассказать о жизни моих предков.
Пережить ей пришлось много.
Трое сыновей погибло на фронтах Отечественной войны. Младший прошел войну танкистом. Неоднократно был ранен. Дошел до Берлина. Я видел его два раза. Хороший и надежный "дядька". Когда постарел мой отец, я понял, что они одной породы. Оба добрые и немногословные.
Похоронила младших сына и дочь, которые родились в начале советского времени. Сказались, наверное, стрессы нового уклада жизни. Колхозное голодание.
Когда она ушла, все оставшиеся дети, внуки и правнуки приехали попрощаться. Было тихо в доме. Многие видели друг друга впервые, знакомились. Меня тискали незнакомые тети и дяди. Общая атмосфера не казалась трагической и угнетающей. Чувствовалась какая то теплота и забота друг о друге, нежная грусть к ушедшему человеку. Благодарность за полученную от этой женщины любовь и заботу.
С этого момента в мою жизнь вошло понятие смерти ни как что то трагичное, но она стала пониматься как завершение хорошего большого пути человеческой жизни, которого не избежишь.
Очень рад, что это со мной было и что это осталось в памяти.