Найти в Дзене

"Что-то должно пасть в результате этого конфликта: Россия, Америка или Европа"

Мирных переговоров с Украиной в ближайшее время не будет, убежден руководитель Лаборатории политической и социальной инженерии, политолог Алексей Неживой. По его словам, этот конфликт - прокси между Россией и Западом - может быть разрешен только в результате "падения" одного из игроков - США, России или ЕС. И это основано на чисто экономических причинах. Об этом, а также о вероятности нанесения Россией тактического ядерного удара по Украине и начала третьей мировой войны эксперт рассказал в интервью "Выше Новости".

  • "ВН": - Давайте начнем с внутренней повестки дня. На днях "Ведомости" со ссылкой на информированные источники сообщили, что бывший глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, скорее всего, станет полпредом президента в новом федеральном округе - Крымском, куда войдут ЛДНР и территории Херсонской и Запорожской областей после их присоединения к России. Насколько вероятно, что Рогозин займет этот пост?

- Я могу сказать, что это вполне может быть вбросом, потому что я думаю, что в свете того, что произошло с Роскосмосом, который заглох, стоит только вспомнить ситуацию с ракетно-космическим заводом имени Хруничева. Вспомните ситуацию на ракетно-космическом заводе имени Хруничева, разработку беспилотных летательных аппаратов, которых сейчас дефицит, и так далее. Я думаю, что этот человек сейчас должен быть где-то в другом месте. Но с другой стороны, у нас сейчас многие люди едут на новые территории на реабилитацию, и, возможно, в свете этого их отправят туда работать.

"ВН": - Но, на ваш взгляд, радоваться населению возможного нового округа, если, конечно, назначат Рогозина, особо нечему?

- Конечно, этот человек зарекомендовал себя крайне негативно как организатор.

"ВН": - После объявления частичной мобилизации стали массово появляться сообщения о нарушениях, т.е. в армию призвали даже тех, кто не соответствует критериям, заявленным министром обороны Сергеем Шойгу. По вашему мнению, кто виноват в этом: военкоматы, губернаторы или Кремль, не давший четких инструкций?

- Я думаю, что вы назвали всех виновных полностью, потому что это система вертикали власти, включая мобилизацию вертикали власти. Поскольку такая ситуация возникла у нас практически впервые, оказалось, что система вертикальной власти не была к этому готова. Когда у нас была подобная ситуация в прошлом веке, в начале сороковых годов, были созданы специальные комитеты, чтобы убедиться, что все работает. Те элементы, которые серьезно выбивались из общего ряда, особенно те, кто был замешан в саботаже, очень быстро выделялись и окончательно удалялись из системы. Но все это нам еще предстоит пережить, потому что этот конфликт все еще находится в начальной стадии, он далек от своей кульминации.

"ВН": - Полагаю, вы считаете, что частичная мобилизация не ограничится объявленными цифрами (300 000 человек), что будут новые волны?

- Я считаю, что нам как государству (а также экономике) необходимо перейти к военной ориентации. Нам необходимо провести реиндустриализацию. Что касается мобилизации: если мы посмотрим на тактику на поле боя, то большие концентрации войск не нужны. Для победы над врагом нам нужна высокая насыщенность высокотехническими средствами, а значит, нужны подготовленные кадры, специалисты. Что касается мобилизации заявленного числа, то этого может быть достаточно. Вопрос обучения, создания нового оборудования, создания новых моделей машин, пополнения арсеналов - вот что сейчас стоит на повестке дня. И это касается экономики. В нашей стране рухнул глобализм, и теперь нельзя заказать трубы из Америки по телефону. Поэтому мы должны воссоздать экономику Советского Союза, которая была самодостаточной. Или, по крайней мере, построить экономическую модель в рамках ШОС и БРИКС. Вот что мы должны сделать. А для этого нужно изменить психологию, ориентацию, идеологию и прочее. Но самое главное - эксперты: весь экономический блок, который управлял нашей страной, должен ответить за случившееся. Оказалось, что многих вещей не существует. Потому что многое было разрушено, часто в пользу тех, кто извлекает из этого выгоду. Вот ситуация на заводе имени Хруничева: был завод, который делал ракеты, а потом его надстроили. Как это могло произойти? Почему? У нас есть те же вопросы к научно-исследовательским институтам, которые работали над новыми моделями оружия. Огромные территории в Московской области были переданы под строительство. И в нынешней ситуации возникает вопрос: почему это было сделано? И, как следствие, проблема в том, что это было сделано.

"ВН": - Кстати, о либеральном блоке. В нашей последней беседе вы предсказали, что Михаил Мисютин уйдет в отставку с поста премьер-министра Российской Федерации. Но, как мы видим, Мишустин находится там, где он был, и сегодня я не вижу никаких признаков того, что он собирается уйти в отставку. Конечно, когда вы составляли свой прогноз, вы сделали определенные предположения. Следовательно, что пошло не так, почему ваш прогноз не сбылся?

- Потому что руководство страны только сейчас встало на путь, на который должно было встать раньше. Теперь мы видим, что от начавшегося процесса нет пути назад. В этом процессе будут только победители. Чтобы мы были победителями, нам не нужны бухгалтеры у руля экономики. Нам нужны люди, которые действительно работают на производстве, которые понимают, что заводы нужно перестраивать, а не переводить в цифровой формат. Это хорошо как метод управления и как способ защиты от коррупции, но цифровизация не заменит реального производства. Это позволяет создавать автоматизированные линии с очень небольшим количеством людей, задействованных в производственном процессе. Но это не то, что делает Мишустин. Так что это срочная необходимость для выживания нашего государства: нам нужен человек, который не будет заниматься оцифровкой, но который понимает, что нам нужно сейчас строить заводы (или восстанавливать те заводы, которые еще можно построить) для производства винтов, корпусов, микрочипов и тому подобного, и готовить инженерную школу. Мишустин - хороший налоговик, поручите ему все это. Именно здесь оцифровка приносит пользу. Развитие реального сектора экономики и цифровизация не являются взаимозаменяемыми.

"ООН": - Теперь к международным вопросам. В последнее время Владимир Путин несколько раз подтверждал, что Россия готова возобновить переговорный процесс. Есть ли шанс, что Россия и Украина сядут за стол переговоров в ближайшем будущем?

- Нет. Что-то должно пасть в результате этого конфликта: Россия, Америка или Европа. Никаких переговоров с Украиной не будет, пока США и Великобритания контролируют Украину. Украинцы должны были начать переговоры уже давно, с самого начала, но им не дают этого сделать. И не будут. Ситуация, созданная энергетическим кризисом и усугубленная саботажем против "Северного потока-1" и "Северного потока-2", приведет к коллапсу экономики и социально-политической ситуации в ЕС. Поэтому наши зарубежные политические и деловые "партнеры" планируют решать свои проблемы на этом фоне. Все равно вся ситуация будет разрешена за чей-то счет. Например, за счет Европейского союза. Если Россия развалится, то и для них это будет неплохо.

"ВН": - Как вы думаете, кто стоит за саботажем "Северного потока 1" и "Северного потока 2"?

- Кому это выгодно? Для России это был инструмент сотрудничества с Европой и, в ретроспективе, элемент давления. Для Европы это была надежда на возвращение через те же переговоры к решению газового вопроса. Но вы должны понимать, что речь идет не только о газе - на газе основаны огромные производственные процессы. В такой ситуации продукция, произведенная в ЕС, становится экономически нежизнеспособной.

"ВН": - Если говорить более конкретно, считаете ли вы, что за саботажем стоят Соединенные Штаты?

- США и Великобритании. Главный вопрос здесь в том, кому это выгодно.

"ВН": - В последнее время много говорят о том, что Россия может нанести тактический ядерный удар по территории Украины, если продолжит нападать на территории ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей после их вхождения в состав Российской Федерации. Насколько вероятен такой сценарий, по вашему мнению?

- Здесь у нас очень простая ситуация. Фактически, это то, о чем мы говорили. Почему мы говорим об этих вещах? Ядерное оружие - это последний элемент в войне. Почему? Потому что НАТО превосходит Россию по количеству обычных вооружений, то есть неядерных вооружений, которые поставляются, в том числе, и на Украину, и это общеизвестный факт. Они не очень-то жалуют украинцев. Поэтому я понимаю, что такие заявления исходят не от хорошей жизни.

"ВН": - Значит, есть такая возможность?

- Вероятность этого определенно существует. Мы превосходим НАТО по количеству тактического ядерного оружия. Советский Союз позаботился об этом. У нас есть боеголовки, которые используются на ракетах, гранатах и, по сути, бомбах. Если в конфликте будет использовано тактическое ядерное оружие, Европа долго не продержится. И НАТО тоже. Затем мы перейдем к стратегическим вооружениям. Именно поэтому мы будем обстреливать друг друга с подводных лодок межконтинентальными ракетами. Ничем хорошим это не закончится. Так что да, в угрозах применить тактическое ядерное оружие есть элемент политического давления.

"ВН": - Приведет ли тактическая ядерная атака России на Украину к третьей мировой войне?

- Война ведется не потому, что люди воюют, а потому, что это кому-то выгодно. Прежде всего, с экономической точки зрения. А что происходит в мировой экономике? Экономическая система разваливается, и мы становимся банкротами. Такое уже случалось, и не раз. Почему была первая мировая война и вторая мировая война? Потому что экономические противоречия достигли той стадии, когда их можно было разрешить только за счет определенных участников мирохозяйственных связей. То есть это было на благо всех: и победителей, и проигравших, потому что иначе в мире произошел бы социальный взрыв. И сейчас ситуация такая же. Это классический марксизм в своей основе. Здесь вопрос предельно ясен: этот конфликт, раз уж он возник, возник для решения определенных проблем в мировой экономике.

"ВН": - Насколько я понимаю, по вашей логике, за тактической ядерной атакой немедленно последовала бы третья мировая война?