Есть люди, которые в жизни постоянно занимаются поиском обходных путей: "где бы получить побольше, да поработать поменьше". Когда такие личности получают власть – худо становится всем окружающим. Они самоутверждаются и отыгрываются за все прошлые неудачи, за все причиненные им когда-либо обиды.
Одним из таких людей был Михаил Иванович Букин – одиозный коллаборационист, который во время войны держал в ужасе население оккупированного Орла.
К счастью, справедливость восторжествовала. Палача нашли. Участь была незавидной.
Авантюрист и проходимец
Михаил Букин родился в Орле в семье купцов. Окружающие пророчили юноше прекрасное будущее. Он поступил в коммерческий институт в Киеве и готовился пойти по стопам отца – развиваться в торговле.
Карты, однако, смешали Первая Мировая и Октябрьская революция. В тяжелые в 1920-е гг. учебу Букин оставил и пошел работать. До войны сменил аж 6 видов деятельности. Трудился заместителем бухгалтера, кассиром и товароведом. Дважды привлекался к ответственности. Первый раз – за хранение валюты (откуда она взялась, неясно), а второй – за махинации с закупками для одного из предприятий в Брянске.
В общем войну Букин встретил в исправительной колонии в Гомеле. В эвакуационной суматохе со своими уйти не успел. Оказался в руках немецких оккупационных властей.
Я получил аусвайс и выдвинулся в Орел. Шел через многочисленные деревни, занятые немцами. Чтобы выжить – работал.
Орел и преступная деятельность
В конце октября 1941 г. прибыл в Орел. На квартире своей знакомой, работавшей переводчицей, познакомился с немцем. Он-то и позвал Букина сотрудничать с оккупационными властями.
Сначала работал с бухгалтерскими и паспортными вопросами в местной управе, затем перешел в т.н. Розыскную группу, занимавшейся сыском партизан и выявлением советской агентуры в Орле. Позже и вовсе возглавил эту группу. Стал подчиняться начальнику местного отделения немецкого гестапо.
Работал Букин в духе тогдашних нацистов – жестко и бескомпромиссно. Подвергал аресту всех без разбора. Над узниками издевался, доводил до истощения. В маленькие камеры 16-20 м2 набивал по 30-35 человек. Выбивал показания всеми доступными способами – прибегал к лжесвидетельствам и нечеловеческим пыткам.
Вскрыл советскую агентурную сеть в Орле и предотвратил планировавшийся нашими разведчиками подрыв местного театра, где на одном из мероприятий должны были оказаться главные нацисты города. Немцы работой Букина были довольны и даже наградили его знаком отличия для восточных народов.
Более того, когда наши войска освободили Орел, немцы вывезли Букина в Прибалтику, а затем в Польшу. Устроили фиктивно в концлагерь, чтобы замести следы. Букина, как "узника" концлагеря освободили в апреле 1945 г.
Жизнь после войны
Букин частично поменял свою биографию и после освобождения обосновался вместе с супругой в Днепропетровске. Получил новый паспорт, в котором изменил место рождения.
Чекисты, однако, знали, что орловский гестаповец жив и его поиски не прекращали. Несколько раз ловили не тех.
Только спустя 12 лет в 1957 г. решили проверить простого сторожа из Днепропетровска – тезку того самого орловского палача. Им-то и оказался Михаил Букин. Взяли "гестаповца" неожиданно. Букин вспоминал:
Я вышел подменить вахтера. Переоделся. Выхожу и на руках щелкнули наручники. Я сказал: "Давно же я вас ждал!"
Суд над Букиным проходил в орловском техникуме и шел 6 дней. На заседании присутствовало свыше 600 человек. Опросили более 70 свидетелей. Вердикт был однозначный – смертная казнь.
Палача казнили в 1958 г.