Всем людям, которые увлекаются историей Великой Отечественной войны, известны многочисленные битвы за Харьков, в этой статье автор расскажет своим уважаемым читателям про самую первую битву за Харьков. В некоторых источниках это сражение носит название, написанное в заголовке.
Для начала нам с вами надо определить ценность Харькова.
На начало войны Харьков был третьим городом по промышленному и людскому потенциалу в Советском Союзе, город опережали Москва и Ленинград. Население города - 902 312 человека.
Все же мы знаем про танк Т-34, но знали ли Вы, что в 1939 Михаил Кошкин, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, разработал танк Т-34. Производство нового и перспективного танка была налажено в Харькове на заводе №183.
Город был также крупнейшим стратегическим узлом железных, автомобильных дорог и воздушных путей сообщения, проходивших по направлениям запад — восток и север — юг и по своей значимости был практически равен московскому транспортному узлу. Железнодорожный узел Харькова связывал центральные районы СССР с Крымом, Кавказом, Приднепровьем и Донбассом. Харьков обеспечивал быструю переброску войск как во фронтальных, так и в рокадных направлениях фронта.
Таким образом, мы можем понять, что Харьков имел огромное стратегическое значение для Красной армии, поэтому неудивительно, что войска нацистской Германии рвались захватить город.
Когда мы разобрались со значением Харькова, можно переходить к предыстории самой оборонительной операции.
В результате разгрома основных сил Юго-Западного фронта в Киевском котле войска группы армий «Юг» к 20 сентября 1941 года вышли на рубеж Ворожба — Гадяч — Полтава — Красноград. В полосе советской обороны образовался разрыв шириной до ста километров, остатки войск Юго-Западного фронта стремились воссоздать новую линию фронта и закрыть образовавшуюся брешь. Ценой огромных усилий и больших потерь советскому командованию удалось восстановить прорванный фронт. Из остатков войск прежнего Юго-Западного фронта, резервов Ставки ВГК и сил, переброшенных с Южного фронта, был создан новый Юго-Западный фронт, который возглавил Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко.
16 сентября 1941 года, на следующий день после окружения войск Юго-Западного фронта в районе Киева, Государственный комитет обороны СССР постановлениями 681 «Об эвакуации предприятий Харькова и Харьковской области» и № 685 «Об эвакуации женщин и детей из Харькова» утвердил график и план эвакуации предприятий и населения Харькова и Харьковской области. 30 сентября 1941 года решением Харьковского обкома начата эвакуация поголовья скота, сельхозтехники и собранного урожая. На переброску промышленности, сельского хозяйства и населения отводилось чуть меньше месяца.
Первой была начата эвакуация крупнейших стратегических предприятий: паровозостроительного, тракторного и авиационного заводов. ХПЗ перебрасывался в Нижний Тагил, на площадку Уралвагонзавода, Моторный завод № 75 в Челябинск, где на базе тракторного завода был создан «Танкоград», ХТЗ перебрасывался в Сталинград, а ХАЗ — в Пермь.
Для ускорения темпов эвакуации заводов были задействованы городские трамваи: их линии были заведены на территорию предприятий, благодаря чему демонтированное оборудование перевозилось сразу к железнодорожным составам. В октябре была начата эвакуация и других предприятий. К 20 октября 1941 года эвакуация промышленных объектов была практически завершена — из Харькова в тыл было отправлено 320 эшелонов с оборудованием 70 крупных заводов, был полностью вывезен подвижной состав Южной железной дороги.
Эвакуация сельского хозяйства области также была проведена успешно: за пределы области выведено более 95 % механизированного парка, до 90 % поголовья крупного рогатого скота и лошадей. Все находившиеся в пределах области предприятия пищевой промышленности (сахарные, мясоперерабатывающие, спиртовые, мукомольные и хлебные заводы) были выведены из строя. Тем не менее в полях остался неубранным урожай свёклы, картофеля и часть оскирдованного урожая зерновых. Также проводилась эвакуация мирного населения.
Представьте, какой был масштаб эвакуации!
На случай оставления города, руководство ГКО СССР принимает решение о минировании города, уничтожения важных стратегических объектов. В районе Харькова было установлено свыше 30 000 противотанковых и противопехотных мин, около 2000 мин замедленного действия, около 1000 мин-ловушек и свыше 5000 ложных мин. Были заминированы мосты, автомобильные дороги, железнодорожные пути, аэродромы. В городе заминированы и уничтожены центральная телефонная станция, электростанции, водопроводные и канализационные сети, городская система центрального отопления, цеха и помещения всех крупных предприятий города, а оставшееся оборудование испорчено или заминировано. С использованием радиоуправляемых мин были также заминированы несколько особняков в центре города, где предполагалась дислокация немецких штабов.
В результате проведенных мероприятий Харьков был лишён стратегического значения как крупнейший промышленный и транспортный центр. Немецкое командование планировало использовать промышленные и транспортные возможности Харькова в своих целях. Однако немецкие специалисты констатировали крайнюю степень их разрушения. Приложив колоссальные усилия по восстановлению инфраструктуры, они смогли восстановить возможности харьковского транспортного узла только в начале 1942 года, а промышленную инфраструктуру для ремонта военной техники вермахта восстановили только к маю 1942 года.
Впоследствии, на минах, установленных при отходе из Харькова, были уничтожены десятки вражеских поездов, более 75 автомашин, 28 единиц бронетехники, свыше 2300 вражеских солдат и офицеров, а 14 ноября по радиосигналу из Воронежа взорван особняк, где находился комендант города генерал фон Браун.
Переходим к боевым действиями.
К начало оборонительной операции немецкие войска группы армий «Юг» насчитывали 20 дивизий и 2 бригады. Красная Армия для обороны имела 19 дивизий, 8 танковых бригад, 4 стрелковые бригады.
Ночью с 30 сентября на 1 октября 1941 года немецкие войска перерезали железную дорогу и шоссе Москва-Симферополь в районе между Орлом и Курском около Курска. В первых числах октября 1-я танковая группа прорвала оборону ослабленного Южного фронта в районе Днепропетровска и вышла на оперативный простор. В результате ряд частей 9-й и 18-й армий Южного фронта оказались в окружении. Одновременно 2-я танковая группа, прорвав оборону на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов, начала наступление в орловском направлении. Три армии Брянского фронта были окружены, а 3 октября 1941 года немецкие танки ворвались в Орёл, перерезав магистраль Харьков-Москва, и создав непосредственную угрозу Москве. В результате немецкого наступления войска Юго-Западного фронта оказались охвачены с обоих флангов: противник глубоко вклинился в оборону соседних фронтов, причём глубина охвата составляла 60-200 километров, а связь со смежными соединениями была потеряна. В этих условиях 6 октября 1941 года командование Юго-Западного фронта приняло решение об отводе правофланговых армий (40-й и 21-й) на 45-50 километров на рубеж Сумы-Ахтырка-Котельва с целью прикрытия Белгорода и северных подступов к Харькову. Отход советских войск проходил при энергичном преследовании противником, который наносил удары в стык отступающим соединениям, создавая угрозу их окружения. В результате 29-й армейский корпус Вермахта с ходу ворвался в Сумы, а 51-й захватил Ахтырку. Намеченный рубеж отхода был занят противником, что вынудило советские войска отступать дальше на восток.
Воспользовавшись этим, 17-й армейский корпус 6-й немецкой армии ударил в стык 21-й и 38-й армии и, нанеся большие потери, прорвал оборону. Правый фланг 38-й армии был расстроен, противником был захвачен Богодухов и создана непосредственная угроза Харькову с севера.
На южном участке Юго-Западного фронта 7 октября 1941 года, прорвав оборону на стыке 38-й и 6-й советских армий, перешли в наступление главные силы 17-й армии Вермахта. Были захвачены железнодорожные узлы Лозовая и Близнюки, перерезано сообщение по линии Харьков-Ростов и взяты под контроль переправы на Северском Донце. 6-я армия, потеряв связь с соседними армиями, оказалась под угрозой окружения. К 15 октября 1941 года войска Юго-Западного фронта удерживали оборону по линии Краснополье-Богодухов-Валки-Донец, которая находилась примерно в 50 км т Харькова.
Войска вермахта 19 октября практически беспрепятственно с запада заняли пригородный рубеж обороны. Для ликвидации этого выступа командующий 38-й армией приказал 216-й стрелковой дивизии, основному соединению Харьковского гарнизона, выдвинуться из города в пригород Пересечное. Дивизия, совершая марш в ночное время суток, пришла в расстройство и утратила свою боеспособность, а один из полков заблудился и был найден только через полтора суток, к тому же в ходе маршей дезертировало до 30% личного состава. После первого приказа на выдвижение через несколько часов был получен другой приказ — вернуться на исходные позиции. В результате дивизия, не заняв рубежи в пригороде, вернулась на исходные позиции. К исходу 20 октября немецкие войска вышли к городским окраинам Харькова, а советские части не имели сплошной линии обороны.
В этих условиях командование 38-й армии принимает на себя непосредственное руководство обороной города, подчинив себе штаб обороны Харькова, возглавляемый генералом Маршалковым. На практике это привело к тому, что части, оборонявшие город, получали подчас противоречащие друг другу приказы одновременно из двух центров управления — штаба армии и штаба Харьковского гарнизона.
22 октября советские войска неожиданно для противника нанесли контрудар силами 57-й бригады НКВД и двух полков 216-й стрелковой дивизии в направлении Куряж — Песочин. В течение дня продолжались затяжные бои, но к вечеру советские войска отошли на исходные позиции.
Утром 23 октября немецкие войска начали наступление с запада и закрепились в жилых кварталах района Новая Бавария. В полдень в наступление перешли главные силы 57-й пехотной дивизии. Медленно продвигаясь вдоль улиц города, штурмовые группы, преодолевая сооруженные на каждом перекрёстке баррикады, рвы и минные поля, к вечеру вышли к железнодорожной линии. Попытки отдельных частей вермахта обойти город и ворваться в него с севера по Белгородскому шоссе были пресечены отрядами ополченцев на оборонительных рубежах в Сокольниках.
24 октября 1941 года немецкие войска заняли городские кварталы между железной дорогой и рекой и вышли к берегу Лопани. К вечеру части Вермахта вышли к восточным окраинам Харькова, и остатки гарнизона, сосредоточившись в районе Сабуровой дачи, начали отход на восток. В ночь с 25 на 26 октября 1941 года советские войска отошли за Северский Донец.
Пока соединения 38-й армии вели бои на харьковском направлении, остальные армии Юго-Западного фронта продолжали отход. 24 октября 1941 года, прорвав оборону 21-й советской армии, части 29-го армейского корпуса захватили Белгород. Штаб группы армий «Юг» и командование 6-й армии Вермахта считали задачи осенней кампании, выполненными и планировали на этом участке фронта перейти к обороне. Уже 27 октября главные силы 40-й, 21-й и 38-й армий оторвались от противника и соприкосновения с ним не имели. Бои вели лишь соединения 6-й советской армии, удерживая оборону вдоль Северского Донца. К концу октября немецкие войска, оказывая незначительное давление, форсировали Донец и, создав на восточном берегу несколько плацдармов, перешли к обороне. В этих условиях командование Юго-Западного фронта 29 октября приняло решение прекратить отвод войск и перейти к обороне на участке Тим — Балаклея — Изюм и далее по реке Северский Донец до Ямполя.
Во второй половине октября 1941 года все действия советских войск, в том числе и непосредственная оборона Харькова, строго увязывались с графиком отвода соединений Юго-Западного фронта. Учитывая, что к концу октября войска Юго-Западного фронта перешли к прочной обороне на намеченных Ставкой рубежах, а противник не проявлял на данном участке активности, советское командование сочло итоги Харьковской операции в целом удовлетворительными.
За время оборонительной операции общие потери Красной Армии составили 96 тысяч человек, в т.ч. в боях за Харьков – 13 тысяч человек. Потери немецких войск в боях за Харьков около 1 тысячи человек.