Мировой истории известно два региона, где независимо друг от друга развилась устойчивая система родовой символики – это Европа и Япония. И если с европейскими гербами знакомы даже дети из сказок о рыцарях, то японские родовые эмблемы известны немногим.
Японские родовые знаки – камоны (моны) на протяжении веков использовались японскими семьями для обозначения своего рода.
Когда и где впервые в Японии появляется родовая символика, камоны (моны), точно неизвестно. Ряд исследователей полагает, что самые первые моны возникли как часть дворцовых костюмов аристократии в периоды Нара (710-794 гг. н. э.) и Хэйан (794-1185 гг. н. э.).
Большинство исследователей сходится во мнении, что обстоятельства и возникновение монов у аристократии и воинского сословия Японии имеют разный характер, а также в том, что вторые обзавелись камонами значительно позже первых.
В одной из ранних летописей Японии «Нихон сёки» (720 г.) упомянуто, что императрица Суйко (554-628 гг. н. э.) велела украсить свои военные флаги определёнными рисунками.
После императрицы Суйко нанесение на знамёна символики не прижилось, и следующее упоминание о подобных эмблемах появляется лишь 200 лет спустя. Во второй половине эпохи Хэйан моны активно используются аристократическими кланами, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, при этом использовались знаки с уникальным, менее похожим на остальных, дизайном.
В период Хэйан соперничество среди родов находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Благородные придворные для изображения семейного символа использовали не оружие, а стилизованные изображения цветов, птиц, бабочек, сакральных символов и т. д.
В этом состоит принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где могли изображаться поверженные враги, орудия убийства, а собственный род часто отождествлялся с хищным зверем. Японская геральдика ставила своей задачей не устрашать противника, а подчеркнуть отличительные положительные качества рода, такие как доблесть, храбрость и т. д.
В отличие от буйства красок европейских гербов, японские камоны монохромны и скромны, но при этом стилистически более лаконичны и утончённы. Существует множество версий, почему камоны изображаются в подавляющем большинстве в чёрном-белом цвете.
Одна из версий объясняет это тем, что вымпелы и ширмы в период Сэнгоку (1467-1615 гг. н. э.) на полях сражений были преимущественно белыми, и символ своего клана или войска проще распознавался в чёрном или красном цвете. Другая версия гласит: первый мон, послуживший основой для японского флага Хино-но-мару, состоял изначально из белого и чёрного кругов (солнца и луны). Какая бы из версий ни была правдивой, а традиция нанесения камонов в чёрно-белом цвете закрепилась.
Японская геральдика, в отличие от той же европейской традиции, могла встречаться практически везде: начиная от боевых знамён и одежды, заканчивая повозками и предметами быта. Уже в период Эдо некоторые актёры театра кабуки наносили свои моны на различные предметы, выставлявшиеся на продажу. Публика с большой охотой покупала вещи с монами любимых актёров.
На одежде традиционно камоны вышиваются или наносятся методом печати на обе стороны груди, на спину и локти. Несмотря на патриархальное устройство японского общества, камоны могли использовать и женщины. Более того, замужние женщины из аристократических родов могли носить моны своего рода, а не своего мужа.
В период Хэйан многие узоры, превратившиеся позже в родовую символику, первоначально являлись просто рисунками на тканях. Популярными изображениями того времени были цветы и различные орнаменты, такие как хризантема, глициния, павловния, пион, узоры «семь звёзд» и «девять звёзд», узор томоэ и другие. Томоэ с 1032 по 1091 гг. часто использовался для украшения повозок, поэтому многие исследователи геральдики считают этот рисунок первым гербом японской аристократии.
К 12 веку моны используются уже воинскими домами. В повести «Сказание о земле Муцу» упоминается, что японский военачальник периода Хэйан (794-1185 гг. н. э.) Минамото-но Ёриёси использовал на своих знамёнах и шторах, огораживающих его ставку в лагере, изображение двух голубей. В период Камакура (1180-1333 гг. н. э.) моны начинают появляться на одежде самураев.
В расцвет периода Эдо вводится обязательное наличие мона у каждой семьи: камоны становятся достоянием широкой общественности, и ими обзаводятся не только самураи и аристократы, но и представители других сословий.
В период укрепления торгового сословия мон часто стал использоваться как торговая марка. Примечателен тот факт, что камон стал использоваться и так называемыми «домами с сомнительной репутацией». Камонами стали обзаводиться актёры театра кабуки, гейши и куртизанки.
Сегодня родовой символ есть практически у каждой японской семьи. Даже если камон был когда-то утерян, при должном усилии его можно найти в регистрах и архивах. Несмотря на то, что число монов до сих пор растёт, базовых существует всего около 300.
Мотивы монов повторяют друг друга, свидетельствуя либо о родстве родов, либо о восхищении какой-либо личностью настолько, что владелец герба частично или полностью позаимствовал его у своего кумира, что было не запрещено, либо о том, что влиятельный сюзерен в своё время одарил вассала правом наносить часть его герба на свой.
Формально в Японии запрещено использовать только два мона: 16-лепестковую хризантему и павловнию. Хризантема с 16-ю лепестками является моном императора и его прямых потомков. По этой причине на японских паспортах и в местах, где хризантему наносят как герб Японии, лепестков меньше. Павловнию же могут наносить только родственники императора, либо государственные учреждения Японии.
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ!
Смотрите также:
Больше интересного о Японии можно узнать в подборке: