Найти тему
НаукаPRO

Японская родовая символика – уникальное явление Востока

Мировой истории известно два региона, где независимо друг от друга развилась устойчивая система родовой символики – это Европа и Япония. И если с европейскими гербами знакомы даже дети из сказок о рыцарях, то японские родовые эмблемы известны немногим.

Примеры японских камонов
Примеры японских камонов

Японские родовые знаки – камоны (моны) на протяжении веков использовались японскими семьями для обозначения своего рода.

Когда и где впервые в Японии появляется родовая символика, камоны (моны), точно неизвестно. Ряд исследователей полагает, что самые первые моны возникли как часть дворцовых костюмов аристократии в периоды Нара (710-794 гг. н. э.) и Хэйан (794-1185 гг. н. э.).

«Два мальчика в танце», Китагава Утамаро I, 18 век.
«Два мальчика в танце», Китагава Утамаро I, 18 век.

Большинство исследователей сходится во мнении, что обстоятельства и возникновение монов у аристократии и воинского сословия Японии имеют разный характер, а также в том, что вторые обзавелись камонами значительно позже первых.

В одной из ранних летописей Японии «Нихон сёки» (720 г.) упомянуто, что императрица Суйко (554-628 гг. н. э.) велела украсить свои военные флаги определёнными рисунками.

Императрица Суйко
Императрица Суйко

После императрицы Суйко нанесение на знамёна символики не прижилось, и следующее упоминание о подобных эмблемах появляется лишь 200 лет спустя. Во второй половине эпохи Хэйан моны активно используются аристократическими кланами, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, при этом использовались знаки с уникальным, менее похожим на остальных, дизайном.

Некоторые моны
Некоторые моны

В период Хэйан соперничество среди родов находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Благородные придворные для изображения семейного символа использовали не оружие, а стилизованные изображения цветов, птиц, бабочек, сакральных символов и т. д.

Некоторые моны
Некоторые моны

В этом состоит принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где могли изображаться поверженные враги, орудия убийства, а собственный род часто отождествлялся с хищным зверем. Японская геральдика ставила своей задачей не устрашать противника, а подчеркнуть отличительные положительные качества рода, такие как доблесть, храбрость и т. д.

В отличие от буйства красок европейских гербов, японские камоны монохромны и скромны, но при этом стилистически более лаконичны и утончённы. Существует множество версий, почему камоны изображаются в подавляющем большинстве в чёрном-белом цвете.

Токугава Иэясу (1543-1616). На ткани сверху нанесены камоны рода Токугава
Токугава Иэясу (1543-1616). На ткани сверху нанесены камоны рода Токугава

Одна из версий объясняет это тем, что вымпелы и ширмы в период Сэнгоку (1467-1615 гг. н. э.) на полях сражений были преимущественно белыми, и символ своего клана или войска проще распознавался в чёрном или красном цвете. Другая версия гласит: первый мон, послуживший основой для японского флага Хино-но-мару, состоял изначально из белого и чёрного кругов (солнца и луны). Какая бы из версий ни была правдивой, а традиция нанесения камонов в чёрно-белом цвете закрепилась.

Мон клана Тотоёми
Мон клана Тотоёми

Японская геральдика, в отличие от той же европейской традиции, могла встречаться практически везде: начиная от боевых знамён и одежды, заканчивая повозками и предметами быта. Уже в период Эдо некоторые актёры театра кабуки наносили свои моны на различные предметы, выставлявшиеся на продажу. Публика с большой охотой покупала вещи с монами любимых актёров.

Публикация периода Эдо, объясняющая, как рисовать фамильную символику. Цифровая коллекция Национальной парламентской библиотеки Японии.
Публикация периода Эдо, объясняющая, как рисовать фамильную символику. Цифровая коллекция Национальной парламентской библиотеки Японии.

На одежде традиционно камоны вышиваются или наносятся методом печати на обе стороны груди, на спину и локти. Несмотря на патриархальное устройство японского общества, камоны могли использовать и женщины. Более того, замужние женщины из аристократических родов могли носить моны своего рода, а не своего мужа.

«Мать и дочери», Кикугава Эйдзан,19 век
«Мать и дочери», Кикугава Эйдзан,19 век

В период Хэйан многие узоры, превратившиеся позже в родовую символику, первоначально являлись просто рисунками на тканях. Популярными изображениями того времени были цветы и различные орнаменты, такие как хризантема, глициния, павловния, пион, узоры «семь звёзд» и «девять звёзд», узор томоэ и другие. Томоэ с 1032 по 1091 гг. часто использовался для украшения повозок, поэтому многие исследователи геральдики считают этот рисунок первым гербом японской аристократии.

Узор томоэ
Узор томоэ

К 12 веку моны используются уже воинскими домами. В повести «Сказание о земле Муцу» упоминается, что японский военачальник периода Хэйан (794-1185 гг. н. э.) Минамото-но Ёриёси использовал на своих знамёнах и шторах, огораживающих его ставку в лагере, изображение двух голубей. В период Камакура (1180-1333 гг. н. э.) моны начинают появляться на одежде самураев.

Мон клана Токугава
Мон клана Токугава

В расцвет периода Эдо вводится обязательное наличие мона у каждой семьи: камоны становятся достоянием широкой общественности, и ими обзаводятся не только самураи и аристократы, но и представители других сословий.

В период укрепления торгового сословия мон часто стал использоваться как торговая марка. Примечателен тот факт, что камон стал использоваться и так называемыми «домами с сомнительной репутацией». Камонами стали обзаводиться актёры театра кабуки, гейши и куртизанки.

Сегодня родовой символ есть практически у каждой японской семьи. Даже если камон был когда-то утерян, при должном усилии его можно найти в регистрах и архивах. Несмотря на то, что число монов до сих пор растёт, базовых существует всего около 300.

Камон клана Сагара
Камон клана Сагара

Мотивы монов повторяют друг друга, свидетельствуя либо о родстве родов, либо о восхищении какой-либо личностью настолько, что владелец герба частично или полностью позаимствовал его у своего кумира, что было не запрещено, либо о том, что влиятельный сюзерен в своё время одарил вассала правом наносить часть его герба на свой.

Формально в Японии запрещено использовать только два мона: 16-лепестковую хризантему и павловнию. Хризантема с 16-ю лепестками является моном императора и его прямых потомков. По этой причине на японских паспортах и в местах, где хризантему наносят как герб Японии, лепестков меньше. Павловнию же могут наносить только родственники императора, либо государственные учреждения Японии.

16-лепестковая хризантема
16-лепестковая хризантема

ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ!

Смотрите также:

Больше интересного о Японии можно узнать в подборке:

Япония