Найти в Дзене
Airlines Inform

Предшественник Ан-22 и A380. Самый крупный в мире самолет 1950-х

Несколько десятилетий Советский Союз держал мировое первенство в создании самых крупных самолетов. Зародилось оно с появлением в 1965 году самолета Ан-22 "Антей" грузоподъемностью 80 тонн. В 1982 г. совершил первый полет знаменитый Ан-124 "Руслан" (может перевозить 120 тонн груза). Ну а вершиной конструкторской мысли стал построенный всего в одном экземпляре Ан-225 "Мрия". Этот гигант, взлетевший в 1988 г., был способен поднимать в воздух 250 тонн! А какой же самолет был самым грузоподъемным до появления Ан-22? Им был малоизвестный американский Конвэйр ХС-99, про который мы и хотим сейчас рассказать. Рождение гигантов Вторая мировая война дала мощный импульс в развитии американской авиационной промышленности. Объемные военные заказы стимулировали разработку новых грандиозных проектов. Вспомним хотя бы гигантскую летающую лодку "Геркулес" Говарда Хьюза грузоподъемностью 59 тонн. История создания и злоключений этого гидросамолета отлично показана в фильме "Авиатор" с Леонардо Ди Капри
Оглавление

Несколько десятилетий Советский Союз держал мировое первенство в создании самых крупных самолетов.

Зародилось оно с появлением в 1965 году самолета Ан-22 "Антей" грузоподъемностью 80 тонн. В 1982 г. совершил первый полет знаменитый Ан-124 "Руслан" (может перевозить 120 тонн груза). Ну а вершиной конструкторской мысли стал построенный всего в одном экземпляре Ан-225 "Мрия". Этот гигант, взлетевший в 1988 г., был способен поднимать в воздух 250 тонн!

А какой же самолет был самым грузоподъемным до появления Ан-22?

Им был малоизвестный американский Конвэйр ХС-99, про который мы и хотим сейчас рассказать.

Рождение гигантов

Вторая мировая война дала мощный импульс в развитии американской авиационной промышленности. Объемные военные заказы стимулировали разработку новых грандиозных проектов. Вспомним хотя бы гигантскую летающую лодку "Геркулес" Говарда Хьюза грузоподъемностью 59 тонн. История создания и злоключений этого гидросамолета отлично показана в фильме "Авиатор" с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Летающая лодка H-4 Hercules Говарда Хьюза
Летающая лодка H-4 Hercules Говарда Хьюза

Еще одним гигантом стал созданный компанией Convair (Конвэйр) 6-моторный поршневой военно-транспортный самолет XC-99. Гигант совершил первый полет в 1947 году и получил статус самого грузоподъемного самолета в мире.

Военно-транспортный самолет Convair XC-99
Военно-транспортный самолет Convair XC-99

Convair XC-99

Двухпалубный XC-99 был способен брать на борт до 45 тонн полезной нагрузки и имел трансконтинентальную дальность полёта в 13000 километров. Правда, с полной загрузкой дальность беспосадочного полета сокращалась до 4500 км. Что, однако, позволяло пересечь без посадки всю территорию США.

Однако, стоимость огромного транспортника, имевшего длину фюзеляжа почти 56 метров и 70-метровый размах крыльев оказалось чрезмерно высокой. И это несмотря на то, что данная машина по сути являлась транспортной модификацией легендарного стратегического бомбардировщика Б-36 "Миротворец", то есть в его конструкции использовались компоненты от серийно строившегося бомбардировщика.

Самолет XC-99 в полете
Самолет XC-99 в полете

В результате, ХС-99 был построен всего лишь в единственном экземпляре. Планы выпустить 20 таких грузовозов для транспортного сопровождения эскадрилий стратегических бомберов не были реализованы.

Единственный же построенный самолёт ХС-99 эксплуатировался довольно долго - в течение 10 лет, до 1957 года. После чего был списан.

Корейская война

Звездным часом в карьере XC-99 стала Корейская война 1950-1953 гг. Этот самолёт активно использовался американцами для доставки живой силы и техники на корейский полуостров, совершая как минимум один межконтинентальный рейс в неделю. При этом была подтверждена его высокая надёжность и эксплуатационная эффективность.

Погрузка солдат в военно-транспортный самолет Convair XC-99
Погрузка солдат в военно-транспортный самолет Convair XC-99

Тем не менее, ВВС США, всё же предпочли многомоторному гиганту куда более дешёвые грузовики меньшего размера.

Предшественник "Антея"

XC-99 вплоть до 1960-х годов оставался самым грузоподъемным самолетом в мире. Его сместил с пьедестала советский Ан-22 "Антей" только в 1965 году.

Вместимость самолета XC-99
Вместимость самолета XC-99

Интересная особенность XC-99 в том, что он имел двухпалубную конструкцию фюзеляжа, как у современного лайнера-гиганта Airbus A380. Конвэйр был способен перевозить до 400 вооруженных солдат или 300 раненых на носилках с медицинским персоналом и оборудованием.

Крупнейший в мире авиалайнер современности Airbus A380
Крупнейший в мире авиалайнер современности Airbus A380

Модель 37

Интересно, что конструкторы хотели разработать и пассажирский вариант самолета XC-99. Такой межконтинентальный лайнер был бы способен на 2-х палубах с комфортом перевозить 200 пассажиров. Авиарейсы из США в города Европы при этом выполнялись бы без промежуточных посадок.

Проект 2-х палубного пассажирского авиалайнера Convair Model 37
Проект 2-х палубного пассажирского авиалайнера Convair Model 37

Успели даже появится рекламные буклеты нового авиалайнера, похожего на современный А380. А фирма Revell выпустила пластмассовую сборную модель перспективного лайнера, получившего предварительное обозначение "Модель 37".

Пластиковая сборная модель самолета Конвэйр Модель 37
Пластиковая сборная модель самолета Конвэйр Модель 37

Однако, стартовый заказчик проекта - авиакомпаний Pan American Airways, отказалась от заказа. А скорое наступление эры реактивной авиации стало закатом поршневых пассажирских самолетов.

Видео первого полета XC-99:

Ставьте лайк если понравилась история XC-99 и подписывайтесь на канал, чтобы следить за новыми публикациями.

#самолеты #авиация #интересныефакты #историяавиации