Найти в Дзене
Airlines Inform

Первый в мире теракт на борту самолета. Как это было...

Первый в истории гражданской авиации теракт был осуществлён в полете с помощью подрыва взрывного устройства, находившегося на борту. Событие произошло 10 октября 1933 года в Соединённых Штатах Америки. Вспомним как это было. Рейс 23 Рейс 23 авиакомпании United Air Lines вылетел из аэропорта Ньюарка (штат Нью-Джерси) вечером 10 октября 1933 года. Длинный маршрут с многими промежуточными посадки должен быт закончиться в Окленде (штат Калифорния). То есть самолет должен был пролететь всю территорию США с востока на запад. Однако, уже на втором участке маршрута - перелете из Кливленда в Чикаго, произошла катастрофа. Самолет Боинг-247 Злополучный рейс 23 выполнялся на самолете Боинг-247 с бортовым номером NC13304. На тот момент это был самый совершенный в мире авиалайнер. Его часто называют первым специально построенным пассажирским самолетом. Двухмоторный цельнометаллический авиалайнер имел герметичный пассажирский салон и закрытую кабину экипажа. Стоит также упомянуть о том, что именн
Оглавление

Первый в истории гражданской авиации теракт был осуществлён в полете с помощью подрыва взрывного устройства, находившегося на борту. Событие произошло 10 октября 1933 года в Соединённых Штатах Америки.

Вспомним как это было.

Рейс 23

Рейс 23 авиакомпании United Air Lines вылетел из аэропорта Ньюарка (штат Нью-Джерси) вечером 10 октября 1933 года. Длинный маршрут с многими промежуточными посадки должен быт закончиться в Окленде (штат Калифорния). То есть самолет должен был пролететь всю территорию США с востока на запад. Однако, уже на втором участке маршрута - перелете из Кливленда в Чикаго, произошла катастрофа.

Загрузка груза в аэропорту Чикаго в Боинг-247 авиакомпании United Air Lines
Загрузка груза в аэропорту Чикаго в Боинг-247 авиакомпании United Air Lines

Самолет Боинг-247

Злополучный рейс 23 выполнялся на самолете Боинг-247 с бортовым номером NC13304. На тот момент это был самый совершенный в мире авиалайнер. Его часто называют первым специально построенным пассажирским самолетом. Двухмоторный цельнометаллический авиалайнер имел герметичный пассажирский салон и закрытую кабину экипажа.

Стоит также упомянуть о том, что именно на борту Боинга-247 появилась первая в истории гражданской авиации стюардесса.

Пассажирский авиалайнер Боинг-247
Пассажирский авиалайнер Боинг-247

Авиакомпания United Air Lines пополнила свой флот этим чудом техники в феврале 1933 года, всего за несколько месяцев до трагедии.

Боинг-247 поступил во флот авиакомпании United Air Lines
Боинг-247 поступил во флот авиакомпании United Air Lines

Боинг-247 развивал максимальную скорость свыше 300 км/час и был способен пролететь более 1000 км. Пассажирский салон, оборудованный кондиционером, вмещал 10 пассажиров в комфортной кабине с кондиционером. В ночь катастрофы на борту "Боинга" были 4 пассажира и 3 члена экипажа (2 пилота и стюардесса).

Катастрофа

Незадолго до 9 часов вечера свидетели на земле недалеко от городка Честертон услышали громкий взрыв. Они увидели как с неба рухнул объятый пламенем самолет и вскоре произошел еще один взрыв, когда самолет ударился о землю.

В момент взрыва самолет летел на высоте всего 300 метров. Поэтому разброс обломков было небольшим. Лайнер упал в лесистой местности недалеко от гравийной дороги. Изувеченный фюзеляж был в одном месте, а хвостовую часть оторвало и она упала в другом месте.

Спасатели на месте катастрофы рейса 23
Спасатели на месте катастрофы рейса 23

Через пару часов сотрудники авиакомпании United Air Lines прибыли из Чикаго на место происшествия. К тому времени полиция штата обнаружила и вывезла 5 тел погибших. Два оставшихся пассажира выпали из сломанной задней части самолета и были найдены возле обломков хвоста.

Расследование авиакатастрофы

В 1933 году не существовало таких вспомогательных средств, как "черные ящики" (бортовые самописцы для записи параметров полета), помогающих определить причину авиакатастрофы. Тогда не было даже и специализированных авиационных следователей. Поэтому работа по выяснению случившегося была поручена ФБР, агенту по имени Мелвин Первис.

Кстати, через год этот федеральный агент прославился на всю страну тем, что выследил знаменитого гангстера Джона Диллинджера, который был затем убит в перестрелке при задержании.

Федеральный агент Мелвин Первис
Федеральный агент Мелвин Первис

Первая теория причины катастрофы заключалась в том, что из-за утечки трубопровода вытекшее топливо соприкоснулось с горячим выхлопом и произошел взрыв топливных баков.

Однако, обломки самолета, изученные под микроскопом, показали, что в них проникли маленькие осколки металла. Только специальная взрывчатка могла была достаточно мощной, чтобы пробить куски металла через другие куски металла. Поэтому, следующей версией стал рассматриваться взрыв бомбы на борту самолета. В результате, источник взрыва был обнаружен в багажном отделении.

Мел Первис сообщил, что «все, что было в передней части отсека, было унесено ветром вперед, все, что было позади, — назад, а то, что по бокам, — наружу. Бензиновые баки не взорвались, а были вмяты, что свидетельствует об отсутствии в них взрыва».

Все пассажиры и экипаж погибли ещё в момент детонации взрывного устройства, мощности которого оказалось более чем достаточно, чтобы привести к полному разрушению воздушного судна ещё в воздухе
.

Взрывчатое вещество было идентифицировано как нитроглицерин. То есть рейс 23 уничтожила бомба замедленного действия. Но кто мог такое сделать?

Подозреваемые

Расследование так и не смогло установить ни личность террориста, ни его мотивы. Следствие лишь высказало несколько версий, однозначно доказать которые не удалось.

Основные версии теракта:

1. Странный пассажир с пакетом

Сначала подозрение пало на пассажира Эмиля Смита. Он цеплялся за пакет на протяжении всего полета, даже при выходе из самолета во время дозаправки в Кливленде. Также перед вылетом он оформил страховку на рейс в аэропорту Ньюарка. Предполагалось, что пассажир нес в пакете бомбу и взорвал ее, чтобы за счет страховки обеспечить финансовое благополучие своей семьи. Следователям в результате удалось найти этот пакет среди мусора в аэропорту Кливленда. Пакет оказался целым, а его содержимое безвредным.

2. Месть профсоюза

Второй версией взрыва была месть профсоюза авиакомпании. В то время зародившиеся среди работников перевозчика профсоюзы боролись за права рабочих и компания United Air Lines имела целый ряд жестких трудовых споров. Может быть, профсоюз пытался путем теракта очернить авиакомпанию как небезопасную? Это версию в итоге сочли маловероятной.

3. Несчастный случай

Еще одной версией взрыва был несчастный случай. Кто-то неизвестный мог поставить контейнер с нитроглицерином в багажное отделение с намерением забрать его позже. Нитроглицерин не очень стабилен, и он мог взорваться после толчка во время ухабистого полета.

4. Разборки мафии

Рейсом 23, летающим из/в Чикаго, активно пользовались бутлегеры - нелегальные перевозчики алкоголя во время "сухого" закона в США, связанные с преступными группировками. Может быть, взрыв был произведен с целью устранения конкурента или врага?

В конечном счете, у ФБР остались только теории. Никому так и не было предъявлено обвинение, и первое в мире дело об авиационном терроризме остается нераскрытым...

Ставьте лайк, если Вам понравился наш рассказ! И пишите в комментариях свои версии первого теракта на борту самолета.