Самолет Ил-86 известен как первый советский широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер. Эта машина совершила первый полет 22 декабря 1976 г. и вышла на регулярные авиалинии СССР в конце 1980-х гг.
Авиалайнер вместимостью 350 пассажиров стал самым крупным пассажирским самолетом, созданным в СССР. Он использовался на маршрутах средней протяженности с высоким пассажиропотоком, например, из Москвы в Ташкент или из Ленинграда в Сочи.
За рубежом к этому моменту уже активно эксплуатировались сразу несколько типов широкофюзеляжных авиалайнеров: трёхмоторные Дуглас DC-10 и Локхид L-1011 Тристар, двухмоторный Аэробус А300, четырёхмоторный Боинг-747.
Рассмотрим конструкцию Ил-86 в сравнении с зарубежными аналогами.
Недостатки Ил-86
Главным недостатком советского авиалайнера стала низкая экономическая эффективность.
- Советский Ил-86, имея пассажировместимость сопоставимую с 2-х моторным Аэробусом А300, оснащался 4 двигателями, расходуя намного больше авиатоплива в полете.
- Кроме того, самолеты Ил-86 управлялись слишком многочисленным экипажем. Например, "иномарки" в 1980-х гг. пилотировались уже двумя или максимум тремя пилотами, тогда как в кабине Ил-86 находилось сразу 4 члена экипажа.
- Также стоит упомянуть, что двигатели НК-86 обладали недостаточной мощностью, из-за чего самолету требовались длинные взлетные полосы для взлета. Среди пилотов даже появилась шутка, что Ил-86 взлетает только благодаря кривизне земли.
На этом перечень основных недостатков советского широкофюзеляжника можно закончить, дальше о достоинствах.
Достоинства Ил-86
Главные достоинства Ил-86 - его высокая надежность и безопасность, а также комфорт для пассажиров.
- Начнём с того, что ещё на этапе проектирования машины в её конструкцию был заложен предельно допустимый запас прочности. Это отрицательно сказалось на топливно-экономической эффективности. Но советские авиаконструкторы изначально делали упор на надёжность и безопасность, а не на коммерческую составляющую.
- Целый ряд жизненно важных систем ,узлов и агрегатов планера имели аж 4-х кратное резервирование, что практически на нет сводило вероятность крушения, вследствие технического отказа той или иной системы.
- Ил-86 на ряду со своим младшим собратом - ближнемагистральным Як-42, на момент своего создания имели самую высокую степень автоматизации бортовых систем среди всех советских пассажирских авиалайнеров.
- Авиалайнер Ил-86 отличался высоким уровнем эргономичности пассажирских салонов. Повышенный комфорт для пассажиров достигался благодаря хорошему освещению, удобными креслами и широкими проходами. Кроме того, несмотря на свою большую пассажировместимость, в лайнере отсутствовал эффект "тоннельности". Это было достигнуто за счет высоты и ширины пассажирской кабины и разделение ее на несколько салонов.
Кроме того, нельзя не отметить встроенные трапы, благодаря которым комфортная посадка и высадка пассажиров обеспечивалась без привлечения специальных аэродромных средств в любое время и при любой погоде.
В общем, Ил-86 был хорошим и надёжным самолётом, что как нельзя лучше подтверждается статистикой авиапроисшествий.
Авиационные происшествия
За свою 30-ти летнюю карьеру 86-е не потеряли в авиакатастрофах ни одного пассажира. Из 106 построенных авиалайнеров Ил-86 в различных авиапроисшествиях до состояния списания было повреждено всего 4 машины.
На одну из них упали обломки потерпевшего крушение Боинга. Ещё 2 лайнера были повреждены вследствие жёсткой посадки. В авиационной катастрофе был потерян только один Ил-86 в 2002 году. Лайнер упал сразу после взлёта вследствие технической неисправности. Пассажиров на борту лайнера не было, поэтому в катастрофе погибли лишь 14 членов экипажа. Ещё две стюардессы, находившихся в кормовой части рухнувшего со 100 метровой высоты лайнера, выжили.
Закат эпохи Ил-86
Мало кто знает, но в 1990-е годы существовал проект глубокой модернизации лайнеров типа Ил-86. В первую очередь на "Баклажанах" - это наиболее распространенное прозвище 86-х, планировали заменить шумные и неэкономичные движки, а также установить более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование.
Итогом модернизации стало бы сокращение численности экипажа, сокращение расхода топлива и, соответственно, увеличение дальности полёта. Модернизированный Ил-86 обещал стать современным и вполне конкурентоспособным авиалайнером.
Однако проект так и не был реализован из-за отсутствия финансирования и интереса со стороны потенциальных заказчиков. В государственном бюджете денег на этот проект не нашлось, а авиакомпаниям - коммерческим эксплуатантам авиалайнеров, на тот момент было более выгодным приобретать широкофюзеляжные Боинги и Аэробусы, в большом количестве заполонившими вторичный рынок.
Кроме того, полетам авиалайнерам старых советских типов (Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154) был ограничен допуск в воздушное пространство ЕС за счет принятия более жестких норм по уровню шума.
В конечном итоге, российская гражданская авиация России переориентировалась на эксплуатацию "западных" авиалайнеров. В последнее десятилетие своей карьеры Ил-86 активно возили российских туристов на курорты Турции и Египта. Но резкий рост стоимости авиатоплива в конце 2000-х гг. больно ударил по эффективности их эксплуатации.
К 2011 году надёжные, но шумные и прожорливые, советские авиалайнеры Ил-86 прекратили перевозку пассажиров.
На данный момент времени в составе ВКС РФ в состоянии лётной годности всё ещё находятся два самолета Ил-80 ВКП (воздушный командный пункт), разработанных на базе Ил-86. Обе машины остаются на боевом дежурстве и останутся в этом статусе пока им на смену не придут более совершенные аналоги.
Какое у Вас мнение о самолете Ил-86?
Пишите комментарии и ставьте лайк, если любите этот самолет!
#гражданскаяавиация #авиация #авиалайнеры #самолеты #ссср #ил86