Найти в Дзене
Царьград

Патриотизм в красках: Русская правда Дмитрия Белюкина

Оглавление
ФОТО: ЦАРЬГРАД, SIRTRAVELALOT/SHUTTERSTOCK.COM
ФОТО: ЦАРЬГРАД, SIRTRAVELALOT/SHUTTERSTOCK.COM

Юбилейная выставка, приуроченная к 60-летию народного художника России, академика РАХ Дмитрия Белюкина "Многострадальная, героическая, великая…", работающая в здании Российской академии художеств на Пречистенке, стала заметным прорывом русского реалистического искусства. Два смысловых центра экспозиции, посвящённые времени Алексея Михайловича до Раскола и Параду Победы 1945 года, заставляют задуматься о путях России на сегодняшней исторической развилке.

Дмитрий Белюкин – "суриковец" и выученик школы Ильи Глазунова, давно уже стал одним из ведущих современных классических живописцев "широкого профиля", что и раньше удавалось немногим. Он признанный мастер тонкого одухотворённого пейзажа, глубокого психологического портрета, живописной и графической книжной миниатюры, исторической жанровой живописи. При этом – убеждённый патриот и православный, воцерковлённый человек.

Эти два начала в органичном единстве с верностью исторической и художественной правде составляют метод Белюкина. Он восстанавливает связь с русской классической живописью XIX – начала XX века, затерявшуюся в суматохе различных "измов" и сменяющих друг друга мод. То есть Белюкин продолжает заросшую чужеземными растениями и откровенными сорняками столбовую дорогу русского искусства – из той самой "России, которую мы потеряли".

"Белогвардейский" художник

Широкую известность в художественной среде молодой художник приобрёл благодаря своей ранней блестящей серии книжных иллюстраций к "Евгению Онегину", великолепными русскими, свято-афонскими, иерусалимскими пейзажами. Настоящая слава же пришла к нему в середине 1990-х с масштабным полотном "Белая Россия. Исход" – многофигурной композицией, изображающей отплытие корабля с русскими беженцами из Крыма в ноябре 1920 года. Тогда он получил не вполне адекватное прозвище "белогвардейский художник" вместе с широким признанием в среде потомков русских послереволюционных эмигрантов и отечественных "белых патриотов".

ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. "БЕЛАЯ РОССИЯ. ИСХОД".
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. "БЕЛАЯ РОССИЯ. ИСХОД".

Пронизанные болью картины "эмигрантского" цикла, такие как "Чужой рассвет. Казаки на острове Лемнос", а также осмысляющие трагедию крушения старой России "Осколки", "Зеркало", портреты семьи последнего русского императора продолжили эту "белую" линию творчества Белюкина. Но масштаб дарования и диапазон художественной "оптики" Дмитрия Анатольевича был гораздо шире. Что он с блеском доказал на нынешней юбилейной выставке.

Потерянный дораскольный "рай"?

В экспозиции на Пречистенке представлены более 130 живописных полотен и этюдов, абсолютное большинство из которых создано за пять лет, прошедших с последней персональной выставки художника. Один из центральных смысловых центров выставки – цикл работ на историческую тему. Из них ярко выделяются несколько полотен, созданных по идее и заказу сопредседателя ВРНС, основателя Общества и телеканала Царьград Константина Малофеева.

Картины посвящены XVII веку – достославному времени начала царствования династии Романовых, периоду Алексея Михайловича ("Тишайшего") – до трагического церковного Раскола: "Венчание на царство Михаила Фёдоровича", "Алексей Михайлович и Патриарх Никон за обсуждением строительства Нового Иерусалима", "Охота на медведя при Алексее Михайловиче".

ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. "ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА", "А.М. РОМАНОВ И ПАТРИАРХ НИКОН ЗА ОБСУЖДЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ИЕРУСАЛИМА", "ОХОТА НА МЕДВЕДЯ ПРИ А.М. РОМАНОВЕ".
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. "ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА", "А.М. РОМАНОВ И ПАТРИАРХ НИКОН ЗА ОБСУЖДЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ИЕРУСАЛИМА", "ОХОТА НА МЕДВЕДЯ ПРИ А.М. РОМАНОВЕ".

В этом цикле перед знатоками творчества художника нежданно предстаёт "новый Белюкин" – в яркой, почти кустодиевской палитре, впрочем, точно соответствующей цветовой гамме той эпохи. Её художник около года (!) изучал по архивам, чтобы быть достоверным даже в мельчайших деталях – таков его принципиальный подход.

Но Белюкину важна точность не только в костюмах, но и в глубинной исторической правде.

На картине, где Алексей Михайлович со своим тогда ещё "собинным другом" Патриархом Никоном смотрят чертежи будущего Нового Иерусалима, через множество деталей отражена данность кратковременной, увы, Симфонии царской и церковной власти. А также то, что русское царство было в то время хранителем мирового Православия – истинным "Третьим Римом".Мы были тогда близки к великой цели: самодостаточной Православной Империи, но сатана через несовершенные души людей – страсти и наветы вверг Церковь и всё государство с русским народом в страшный раскол. И этот раскол предопределил очень многое в будущей истории России – вплоть до трагедии 1917 года,

– говорит Дмитрий Белюкин.

На вопрос, будет ли продолжение цикла XVII века, Дмитрий Анатольевич отвечает утвердительно, поясняя, что просто не всё из задуманного успел. Среди уже начатых полотен – знаменитое "шествие на осляти". Это церковно-государственный обычай, когда в праздник Вербного Воскресенья наглядно изображался вход Господень в Иерусалим – Царь вёл под уздцы малорослую лошадку, загримированную под ослика, на которой восседал Патриарх с Евангелием в одной руке и крестом в другой. Многочисленное шествие под колокольный звон вступало в Спасские ворота Кремля.

Безусловно, это всё светлые моменты того времени, говорящие о великом духовном наследии Руси, которое мы во многом растеряли за эти века, – говорит Белюкин, – Но, возможно, если Господь управит, я напишу и тёмные страшные эпизоды уже после начавшегося Раскола, ссылки Никона. Например, взятие царскими войсками Соловецкого монастыря и расправу с монахами-раскольниками.

Пока же к этому белюкинскому циклу по цветовой гамме и художественному видению примыкает на выставке картина более раннего исторического периода – царствования Иоанна Васильевича "Битва при Молодях в 1572 году". Она достоверно реконструирует один из эпизодов знаковой победы русских над сборными полчищами Крымского хана Девлет-Гирея, юбилей которой отмечался в этом году. Детально проработано жанровое полотно – "Контроль духовенства за мерами и весами в Великом Новгороде в начале ХIII века".

ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. "БИТВА ПРИ МОЛОДЯХ В 1572 ГОДУ".
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. "БИТВА ПРИ МОЛОДЯХ В 1572 ГОДУ".

От Пушкина до Корнилия

Вторым открытием этой выставки, безусловно, можно считать незаконченную ещё серию картин, посвящённую дуэли Пушкина, написанную по заказу Государственного музея А.С. Пушкина. Впервые в истории живописи художник решил сложнейшую задачу: отдельными самодостаточными картинами, не превратив их в кинораскадровку или комикс, с "документальной" точностью воспроизвёл события 28 января 1837 года: от встречи Пушкина и его секунданта Данзаса у кондитерской Вольфа и Беранже – через отдельно изображённые выстрелы поэта и Дантеса – до толпы у дома смертельно раненного Пушкина на Мойке. И этот необычный ход, и само возвращение Дмитрия Белюкина к "пушкиниане" сильно порадовало и немало удивило его поклонников.

"ДУЭЛЬ А.С. ПУШКИН. ПРОТАПТЫВАЮТ ТРОПИНКУ". ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН.
"ДУЭЛЬ А.С. ПУШКИН. ПРОТАПТЫВАЮТ ТРОПИНКУ". ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН.

В нескольких залах Академии, где развернулась экспозиция, есть много чему и порадоваться, и возвыситься душой – от сюжетной картины "Ангелы с моря", на которой русские моряки спасают из завалов жителей итальянской Мессины, разрушенной землетрясением 1908 года, до пронзительных русских пейзажей. От удивительно светлого образа Александра Суворова у деревенского окна – до глубоко духовного портрета предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви Корнилия.

Последний был, по свидетельству художника, написан после уединённой молитвы Владыки на речных мостках у дома художника на Валдае. Кстати, в тех же местах, в деревне Терехово Дмитрий Анатольевич сейчас строит на свои деньги деревянный храм во имя Св. Пророка Ильи.

"Я уже вижу свою будущую картину с этим храмом", – признаётся он.

ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН  "МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ПРЕДСТОЯТЕЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ КОРНИЛИЙ НА ВАЛДАЕ", "А. В. СУВОРОВ В КОНЧАНСКОМ".
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН "МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ПРЕДСТОЯТЕЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ КОРНИЛИЙ НА ВАЛДАЕ", "А. В. СУВОРОВ В КОНЧАНСКОМ".

Триптих Победы

Третьим, (а по многим параметрам – первым) смысловым ядром выставки, без сомнения, является всего одно полотно в последнем зале. Но какое! Огромный, во всю стену триптих "Конец Третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года" изображает торжественное низвержение к кремлёвской стене гитлеровских знамён и штандартов. По свидетельству художника, эта знаковая работа стоила ему "большой крови". Написав её не по заказу, а по велению души в первоначальном варианте ещё в 2015 году, он почти на четыре года отложил полотно в запасники, поскольку понял, что не решил поставленной им самим задачи.

Ситуация мучительная для художника – замысел должен быть воплощён на холсте сполна или стёрт, уничтожен. У меня такой случай был впервые,

признаётся автор.

В итоге, по его словам, "Господь надоумил", и Белюкин укоротил длинный холст, сделав из него триптих, с одной "точкой схода", так, чтобы без нарушения исторической композиции получился охват Красной площади почти в 360 градусов. Торжественный триптих, выписанный художником с исторической достоверностью деталей, вызывает полное ощущение присутствия.

Кажется, что слышишь маршевый шаг сапог Сводной роты по мостовой, стук древков по кремлёвской брусчатке. Солдат в центральной части картины улыбается, подняв глаза вверх – на невидимый зрителю Мавзолей, откуда ему отдаёт честь и машет рукой Генералиссимус Иосиф Сталин.

Я хотел показать космичность этого события – возможно, главного в истории Советского Союза, – поясняет художник. – Тогда было невиданное единение народа, осознавшего себя богатырём: мы всех победим, нам всё по плечу. Была "советская соборность". Увы, это чувство давно утеряно – опять мы получили "осколки". На это десятки лет работали подрывные центры и фонды на Западе, были затрачены миллиарды долларов. И они, в общем, достигли своей цели.
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. ТРИПТИХ "КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА. ПАРАД ПОБЕДЫ 24 ИЮНЯ 1945 ГОДА".
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. ТРИПТИХ "КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА. ПАРАД ПОБЕДЫ 24 ИЮНЯ 1945 ГОДА".

Сможем ли собрать осколки?

На вопрос, как он видит нынешнюю трагическую страницу в контексте всей русской истории, Дмитрий Белюкин задумывается:

– Художник, в отличие от философа, писателя, публициста выражает свой взгляд красками на холсте. Кто я такой, чтобы изрекать нечто историософское? Но чисто субъективно: сейчас, с одной стороны, наступает пик вселенской борьбы добра со злом, которая и до этого непрерывно шла в истории. А с другой –  в разгаре братоубийственная война русских с русскими, которым затуманили мозги, – почти "гражданка".

В октябре 1993-го, когда я в своей мастерской на Украинском бульваре напротив Белого дома дописывал свою картину "Исход", туда залетали пули (их следы ещё долго оставались на штукатурке). Мной тогда овладела убийственная тоска: на моих глазах начиналась новая гражданская война, о которой, как об историческом уроке, и была моя картина!

С нынешней картиной про парад 1945 года получилась в чём-то похожая ситуация: я хотел напомнить о величайшем единении народа во всей его многонациональности, величайшем триумфе России, пусть и в советской, сталинской "одёжке". А когда я её всё-таки закончил и выставил – опять началась гражданская война….

Но несмотря, или, точнее, даже вопреки всему, я верю, что Господь не оставит Русь, народная соборность снова возродится, мы соберём вновь осколки. Но произойдёт это, видимо, только через очень большие испытания.

Что с того?

Непросто связать воедино логическими нитями крушение в Расколе и "петровщине" самодостаточной органичной "московской Руси"; крушение Российской Империи, а позже – падение "империи" советской – с нынешним днём, где так же прямо на наших глазах происходит громадный коллапс. Причём уже не только отечественного, но и мирового масштаба. Но это категорически необходимо сделать. С помощью логики не аристотелевской, но духовной, православной.

Почему необходимо? Чтобы понять уроки Господа, которые Он раз за разом преподаёт русскому народу и России, как избранному Им сосуду Истины и Благодати. А ещё и затем, чтобы в войне с мировым сатанизмом ненароком не осатанеть самим. Инструментом такого осознания может быть, в том числе, и кисть художника. Что наглядно показал Дмитрий Белюкин на своей выставке.

Выставка "Многострадальная, героическая, великая…" продлится в здании Российской академии художеств на улице Пречистенка, 21 до 23 октября. В её рамках состоятся встречи автора со зрителями, студентами художественных вузов, беседы и лекции по истории.

Источник

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!