Какое-то время назад я силилась написать несколько текстов с моей историей акне. В чем соль: тогда я думала, что все закончилось и ушло в хорошую стойкую ремиссию (ха) и хотела поделиться этим путем преодоления охереть какого серьезного комплекса и проблемы.
Вышло так, что то обострение последним не стало, и сейчас я переживаю второе - намного более сильное обострение, которое вылечить уже знакомым путем не удалось.
Для меня системные ретиноиды всегда были очень устрашающим и демонизированным ПОСЛЕДНИМ шагом, если прямо вообще мне ничего никогда от акне не поможет. Честно говоря, этот последний шаг был просто успокоением - я не хотела их принимать и планировала биться за чистую кожу любыми другими путями.
Сейчас (спустя 3 года после первого серьезного обострения, которое закончилось вожделенной, хоть и недолгой, ремиссией) я нахожусь на терапии изотретиноином. Почему и как я на это решилась вообще?
Текст будет один и большой, но поделенный на важные части относительно моего физического и морального состояния, истории болезни и далее, далее.
Часть 0. Важные тезисы относительно акне.
Акне - неизлечимое хроническое заболевание. Избавиться от него насовсем нельзя, но можно выйти в длительную стойкую ремиссию.
Системные ретиноиды (изотретиноин) - серьезный медицинский препарат, который категорически нельзя назначать себе самостоятельно. Терапия должна проходить по назначению врача-дерматолога, под его наблюдением и со строгим следованием всем рекомендациям.
Питание - почти никогда не причина ЗАБОЛЕВАНИЯ АКНЕ. Но неконтролируемо вредное питание может ухудшить течение болезни. Соответственно, для кого-то "улучшение" питания равно облегчение проявления акне.
(Будет важно чуть дальше) СПКЯ - синдром поликистозных яичников. Также неизлечимое врожденное заболевание, которое можно только контролировать. Проявляется у всех по-разному: у меня - через кожу и нестабильный цикл.
Часть 1. Историческая.
Кратко, как все развивалось у меня:
В подростковом возрасте (14-17 лет) у меня было акне легкой-средней степени, ничего катастрофического не было, хотя и чистого лица никогда не было тоже. Системы грамотного ухода тоже не было.
В 17 я переехала на учебу в другой город. Для моей кожи (и здоровья вообще) это означало резкое и огромное количество стресса в совокупности с обратно пропорциональным количеством сна, все еще отсутствие грамотного ухода и отвратительное общажное питание.
Эти факторы потянули за собой начало первого серьезного обострения. У меня было очень много закрытых комедонов, плюс я давила то, что плохо “лежало” (читай “давила все появлявшиеся прыщи”).
Спустя полгода после переезда я обратилась к дерматологу. К огромному сожалению, это было ошибкой - мне назначили несколько непонятных антибиотиков, переливание себе собственной крови и уколы иммуномодуляторов. Я была запуганным, закомплексованным ребенком в новом большом городе, поэтому считала, что врач, принимающий в платной клинике в центре Москвы, прав а-приори, и в назначениях даже не пыталась разобраться.
“Лечение” никак не помогло - только вызвало ужасное состояние организма из-за антибиотиков (под ужасным я имею ввиду то, что я 3 дня не могла функционировать, многократно падала в обмороки и получила катастрофическое обострение герпеса, которое впервые в жизни не оставило мне на губах буквально ни единого живого места).
Вынесла я из эксперимента только худо-бедно какой-то уход - так что с того момента я пользовалась косметикой La Roche Posay как базой (спойлер: мне она не подходила и отдельные средства коже только вредили) и периодически велась на рекламу различных “чудо-средств” у блогеров.
Прошло 2,5 года. И вот - 2019 год. Я ежедневно крашусь тоналкой, все еще адски комплексую, но одновременно с этим изо всех сил убеждаю себя, что так-то с моей кожей все относительно нормально, проблема только в пятнышках (у меня очень близко расположены сосуды, и пятна после прыщей - действительно неотъемлемая часть жизни и довольно неприятная проблема).
В один день реклама в Инст выдает мне профиль девушки-косметолога. После горе-дерматолога я очень боялась связанных с кожей специалистов, но тут почему-то очень быстро решилась и поехала к этому косметологу на консультацию и чистку.
Еще один спойлер: именно этот прекрасный косметолог чудом вывел меня тогда в ремиссию, и по сей день мы поддерживаем очень теплые доверительные отношения. Мы комплексно взялись за лечение, и чудо заключалось в подборе профессионального грамотного ухода, регулярных чистках (а впоследствии - пилингах для избавления от пигментации) и одновременной терапии Эффезелом.
За несколько месяцев моя кожа впервые в жизни стала чистой и красивой. Это было дичайшим ликованием и победой.
Существование с чистой кожей продлилось не так долго, как хотелось бы. Примерно в начале весны 2020 мы закончили курс лечения, а к осени начали стабильно появляться отдельные высыпания.
Той же осенью 2020 я экстренно обратилась к гинекологу. Меня всю жизнь тяготил крайне нестабильный цикл - и вот тогда произошла ситуация “из ряда вон”. Мне поставили диагноз МФЯ (в дальнейшем - СПКЯ), выявили один повышенный мужской гормон и назначили КОК + препарат для снижения того самого одного гормона.
За полгода приема контрацептивов кожа вернулась к ремиссионно-идеальному состоянию. После окончания курса таблеток высыпания начали возвращаться примерно через 3-4 месяца, то есть, ближе к осени 2021. Но масштабы были не серьезными - ситуация контролировалась косметологом, и лечение не требовалось.
К зиме состояние кожи начало ухудшаться. В уход вернули Эффезел, сверху добавили наружные ретиноиды и начали курс пилингов. Потом пришел февраль 2022 и началась война. Моя психика и нервная система были убиты полностью (как и у всех адекватных людей), а стресс, как мы помним, очень сильный провокатор обострения акне.
Курс пилингов с зимы был постоянным, но состояние кожи менялось волнообразно, не было стойкой ремиссии или хотя бы плавного понятного движения в ее сторону. В конце августа этого года я посетила еще одного гинеколога, который понятно объяснил мне ситуацию с СПКЯ и было принято решение вернуть прием КОК.
Спорный момент, поэтому объясню. Мне было крайне тяжело морально истерически искать причину своего “неправильного” цикла и пытаться постоянно что-то исправить. Понимание того, что это просто моя слегка поломанная норма, дало невероятное облегчение. А КОК (которые я очень хорошо переносила) давали предсказуемый цикл и спокойствие. Я ожидала очищения кожи, но КОК не были назначены как лечение акне.
Часть 2. Решительная.
Решение о начале терапии системными ретиноидами я приняла по нескольким причинам:
- Локализация обострения. В первое обострение воспаления были только на лице. Спина, руки, грудь и шея были чистыми. В этот же раз воспаления начали “опускаться” и образовались также на шее. Подозрения на некачественное очищение этой зоны оказалось неоправданным - просто в этот раз акне распространилось сильнее. Я побоялась, что в следующее обострение пострадают уже спина и грудь.
- Отсутствие эффекта от наружной терапии. Если быть точнее - терапия ведь была комбинированная и достаточно сильная (КОК + Эффезел). И врач-дерматолог подтвердил, что отсутствие от нее стабильного эффекта в течение нескольких месяцев - ситуация ненормальная. Улучшения и ухудшения были волнообразными.
- Моральное истощение. Я очень устала. Правда.
Часть 3. Страдальческая.
От чего можно морально устать, имея акне? Я лично устала:
- Не смотреть на собственное отражение в зеркале без косметики. Отворачиваться от любых отражающих поверхностей, зная, что я очень сильно расстроюсь, если увижу себя в зеркале.
- Закрываться от людей косметикой. Я не могу дать себе выйти к людям без тона на коже. Мне просто физически ужасно некомфортно.
- Никого не подпускать к себе. Буквально. Я не выношу на физическом плане близкий контакт с человеком (только если это не муж), всегда закрываю лицо рукой и волосами.
- Бояться камеры и не любить яркое освещение. Я комфортно чувствую себя перед камерой только если стою далеко (никаких портретов, конечно), а дома постоянно максимально гашу свет, чтобы никто не мог разглядывать меня.
- Ненавидеть сперва раскрываться перед другим человеком, рассказывая о своей проблеме подробнее, а потом получать непрошеные советы и вопросы, обсуждение состояния кожи и сравнение с другими.
И, конечно, очень устаешь от вечного осуждения и ощущения, что ты хуже других просто потому, что у тебя неидеальная кожа.
Часть 4. Принимающая.
Я решилась принимать СР, очень сильно желая иметь наконец чистую красивую кожу. В день начала терапии на сессии с психологом мне, однако, сказали интересную и очень важную вещь:
“Получается, вы не принимаете себя такой, какая вы есть. Конечно, исправлять что-то в себе - это хорошо, но когда ненавидишь то, что имеешь, и неистово хочешь от чего-то избавиться, оно - как правило - прилепляется только сильнее и результата достичь не выходит или он дается намного сложнее.”
В тот момент мои мысли об этом, которые я старательно отодвигала, снова вышли на свет. Меня расстраивает мое акне, мне некомфортно с ним. Но это факт - у меня есть и никогда не уйдет это заболевание. Прямо сейчас у меня обострение, оно может проявиться (и скорее всего, так и будет) в процессе лечения, а еще оно, вероятнее всего, вернется рано или поздно.
Но та кожа, которая у меня есть, она моя. В каком бы состоянии она ни была. Она просто есть как факт. И она заслуживает любви точно так же, как и любая другая часть моего тела.
Акне - это болезнь. Но человек, столкнувшийся с этой болезнью, никому вокруг не обязан ее лечить. Лечение акне очень сложное и дорогое. И это всегда выбор каждого отдельного человека.
Вы не должны любить свои прыщи и не хотеть с ними ничего делать. Но если это у вас получилось, если вам комфортно - это роскошно и вы никому не обязаны “что-то с этим делать”. Это окружающие люди обязаны принимать любой ваш выбор и не считать свое мнение важнее вашего здоровья.
В недавнем разговоре с подругой я услышала от нее фразу “Я все понимаю, но заболевания кожи надо лечить, потому что смотреть на это неприятно. У меня самой свои проблемы - и они загоняют меня в рамки, которые я не могу переступить.”
И я ощутила внутри очень сильное сопротивление.
Еще раз. Вы никому не должны “заниматься” своей кожей, если ваш выбор сейчас другой. Если другим людям “неприятно” - это только их дело.
Да, проблемы с кожей почти всегда загоняют человека в рамки (можно, в целом, вернуться к прошлой части этой статьи хотя бы). Но эти рамки - только в вашей голове и это только ваше решение. Никто вокруг не имеет права запретить вам ходить с высоко поднятой головой без макияжа, не закрывать лицо волосами и принимать себя в любых проявлениях своего организма.
После того разговора с психологом мне стало очень жаль свою кожу. Мне стало так жаль ее за то количество ненависти и презрения, которые она от меня самой получала, хотя ей так были нужны любовь и забота. Мне стало так жаль ее за стыд, который я из-за нее испытывала.
Я могу иметь чистую кожу, я этого заслуживаю. Но факты таковы, что мне это сложнее и больнее, чем другим, и сейчас чистой кожи у меня нет. И это то, чего я не изменю. Моя кожа достойна огромной любви вне зависимости от ее “чистоты”. Просто потому, что она у меня есть и защищает от воздействия внешнего мира и так много переносит.
Я имею возможность, желание и осознанную готовность пройти путь лечения - и это прекрасно. Но и моя кожа сейчас прекрасна тоже.
Помогло ли это понимание избавиться в один момент от всех страданий и рамок? Нет. Но сейчас эти “ограничения” ощущаются иначе и избавляться от них вообще не обязательно. Мне хочется максимально беречь себя и свою кожу от людей, которые не понимают всего вышесказанного и считают нормой без моего запроса эту тему обсуждать. А тем более - осуждать ее состояния и любые мои действия, с ними связанные. Эти ограничения и рамки - про мое бережное отношение к себе и ощущение собственной моральной безопасности.
Часть 5. Советующая.
Как вся эта информация может пригодиться человеку с чистой кожей, но имеющего близкого с акне?
- Никогда, ни при каких обстоятельствах (даже в самой сильной ссоре) не осуждайте человека с акне за его проблему. Под осуждением подразумевается: пренебрежительные фразы из серии “фу, что-то тебя высыпало”/”мда, тебе уже к косметологу пора”, советы о еде/уходе без спроса, шутки вокруг этой темы (только если человек не шутит об этом сам и не дает прямого согласия).
- Не обесценивайте переживания. Это прекрасно, когда ты видишь любимого человека самым красивым, несмотря на проблемы с кожей. Но если ваш близкий вдруг вам открылся и заговорил о своих переживаниях касательно акне (а это уже очень ценно, потому что титанически трудно) - не говорите “Да ладно, это вообще не важно, не грызи себя”. Очень хотелось бы, чтобы такой совет работал, но это не так. Для человека с проблемной кожей эта тема часто - огромная и тяжелая составляющая жизни, от которой никуда не деться. И мы правда очень тяжело переживаем чувства относительно этого.
- Вместо обесценивания вы можете спросить, какой поддержки и реакции ждет от вас близкий. В процессе принятия могут помочь искренние и беспочвенные комплименты (не про кожу, просто про красоту), понимание дискомфорта яркого света, близкой камеры и тд.
- Будьте рядом. Часто человек с акне не хочет погружать окружающих в подробности болезни, не рассказывает все в мелочах до последнего прыща. Но очень нуждается в истинном понимании, отсутствии какого бы то ни было осуждения и акцентирования внимании на проблеме. Просто оставайтесь близким и безопасным, несмотря ни на что.
Часть 6. Заключительная.
Я честно знаю, как больно и тяжело жить с акне, вечно искать причину в себе и каждом своем действии и неустанно за что-то бороться. Знаю, как тяжело признать себя человеком с проблемной кожей. И я очень хочу поддержать каждого, кто с этим столкнулся.
Любой ваш выбор - правильный. И вы тоже правильные, и все с вами хорошо.
Я горжусь тем, что приняла решение начать терапию системными ретиноидами, и ожидаю от нее хороших результатов. Одновременно с этим я горжусь тем, какой долгий и сложный путь прошла за это время моя кожа и какой путь ей предстоит пройти. И еще я готова к тому, что что-то пойдет не так. Я готова к побочкам таблеток и готова к рецидиву.
Все будет хорошо. Все уже хорошо. Я в нас верю.