Найти тему

Крупнейшие производители взялись за натрий-ионные аккумуляторы - дешёвую и безопасную альтернативу Li-Ion

Привет, друзья!

По прогнозам учёных, запасов лития точно хватит на ближайшие несколько лет, но если говорить о сроках 10, 20 и 30 лет, то при наблюдаемом экспоненциальном росте количества электромобилей, может возникнуть дефицит этого металла.

Уже сейчас цены на литий заметно выросли: если в конце 2020 года гидроксид лития стоил около 9 долларов за кг, то к августу 2022 его стоимость поднялась до 75 долларов.

Вообще, 91% лития добывается в трёх странах: 44% в Австралии, 34% в Чили и 13% в Аргентине. Общие запасы на планете оцениваются в 17 млн. тонн, а около 900 тыс. тонн из них сосредоточены в России.

Но вернёмся ближе к теме. В последнее время стали появляться сообщения о том, что натрий-ионные аккумуляторы всерьёз начали рассматривать в качестве замены литий-ионным. Конечно, не во всех сферах применения, но в нескольких основных точно.

К примеру, один из крупнейших китайских производителей аккумуляторов для электроники, компания CATL (Contemporary Amperex Technology Co, Ltd), на долю которой приходится около 30% мирового рынка ячеек, в 2021 году представила собственную натрий-ионную батарею.

Калифорнийская Natron совместно с Clarios International также начинает производство аккумуляторов на основе натрия, но она выбрала другой технологический процесс, чем CATL, используя так называемую "берлинскую лазурь" (популярный краситель). Запуск серийного производства запланирован на начало следующего года путём перепрофилирования существующего завода, который сейчас производит Li-Ion аккумуляторы.

Также в 2023 году Niu, гигант по производству электроскутеров и электросамокатов, планирует запустить серийное производство скутеров, работающих на натрий-ионных аккумуляторах.

Кроме этого, Reliance New Energy Solar Ltd, являющаяся "дочкой" крупнейшей индийской компании Reliance Industries, приобрела Faradion - лидера по внедрению натрий-ионных батарей в массовое производство. Сумма сделки, заключенной в этом году, составила астрономические 100 млн. фунтов стерлингов.

-3

Натрий является более доступным и более дешёвым сырьём, чем литий (достаточно вспомнить формулу соды - NaHCO3), а аккумуляторы на его основе имеют ряд преимуществ перед Li-Ion:

  • натрий-ионные элементы могут быстро заряжаться - по заявлению CATL, их зарядка до 80% занимает всего 15 минут;
  • хорошо переносят холод, выдавая до 90% ёмкости даже при -20С;
  • их безопасно хранить и транспортировать, так как они могут быть полностью разряжены (до 0 вольт) без каких-либо последствий.

Конечно, натрий-ионные аккумуляторы не лишены недостатков, основной из которых в том, что они уступают литий-ионным по плотности энергии.

У лития этот показатель находится в районе 250 Втч/кг, при этом натриевые элементы первого поколения той же CATL имеют плотность 160 Втч/кг (в 1,5 раза меньше). Но компания нацелена на показатель 200 Втч/кг при выпуске аккумуляторов следующего поколения.

Подводя итог, стоит отметить, что возросшая активность крупнейших производителей по разработке и изготовлению натриевых аккумуляторов может свидетельствовать о том, что они действительно находятся на грани коммерческой доступности.

Как думаете, может быть совсем скоро мы все будем пользоваться телефонами и машинами с натриевыми АКБ? 😉

Если понравилось, ставьте "лайк" 👍 - это поможет развитию канала. И при желании не забудьте подписаться.

СПАСИБО, что дочитали до конца, и до встречи!