Найти тему
Пикабу

Симеон Великий - болгарский "мед язовец"

В истории практически каждой страны, чье существование насчитывает по меньшей мере пару сотен лет, присутствует персонаж, выделяющийся из общего ряда. Он может быть откровенным кретином, великим полководцем, непревзойденным дипломатом, обаятельным бандитом или просто везучим живчиком. В случае со средневековой Болгарией таким "медоедом" был Симеон - первый царь болгар и ромеев (893-927), бич греческих окраин и человек величайшего терпения.

Приход Симеона к власти был омрачен лишь той усобицей, что привела его на престол. После отречения от трона Бориса Крестителя (852-889) - князем стал его сын Владимир-Расате. К великому сожалению отца, Владимир отрекся от христианства и вернулся к язычеству, из-за чего Борису пришлось вернуться из монастыря и возвести на престол Симеона. К моменту превращения тридцатилетнего Симеона в князя дела у Болгарии шли неплохо. За последние десятилетия болгары более чем удвоили размер тех территорий, что были отняты у ромеев при хане Круме. Однако несмотря на некий антагонизм в отношениях держав, Константинополь рассчитывал на сотрудничество с Симеоном. Тем более, что новый правитель Болгарии получил воспитание в Магнаврском университете Константинополя.

Да, это именно царь Симеон, несмотря на то, что Гугл может назвать мужчину на картине как императором Василием I, так и Василием II.

"Греческое" детство Симеона очень сильно отразилось на его политике. Поддержка византийской культуры в Болгарии превратило страну в самостоятельный центр славянской книжности. А сам князь, как оказалось, отлично усвоил основы ромейской дипломатии и ведения войн. Долго ждать проверки своих знаний на практике ему не пришлось. Вскоре после венчания Симеона, император Лев VI Философ переместил болгарскую торговлю из Константинополя в Салоники, увеличив таможенные пошлины. Попытки решить дело миром не увенчались успехом - протесты Симеона просто игнорировались. Князю ничего не оставалось, как собрать войска и отстоять привилегии своих купцов на поле боя.

Вторжение Симеона увенчалось успехом. Уже осенью 894 г. его войска громят византийскую армию и берут курс на Константинополь. Император не стал ждать у моря погоды, а потому натравил на беззащитную болгарскую границу кочевых мадьяр, обретавшихся на Бессарабской равнине. Удары кочевников расшатали оборону Симеона тот запросил передышку.

Однако прибывший из Константинополя для заключения мира посол в одно мгновение оказался в тюрьме. Симеон быстро учился на ошибках и решил затянуть переговоры, ведя переписку о всяких мелочах. В это же время болгарские войска обрушиваются на мадьяр, а послы Симеона отправляются к печенегам - северным соседям венгерских кочевников. Болгарский князь использовал чисто ромейский метод - натравил одних варваров на других, и его задумка принесла свои плоды. Венгры, разгромленные печенегами, ушли в Паннонию, а Симеон с триумфом прошёлся по Фракии, разгромил очередное ромейское войско при Булгарофигоне и вынудил Константинополь заключить мир. По его итогам (896) империя согласилась выплачивать Болгарии дань, а руки Симеона на Балканах оказались развязаны.

.
.

В течении следующих десяти с лишним лет Симеон распространил своё влияние над Сербией, а также понемногу двигал болгарскую границу к югу. Очередной мирный договор (904) закрепил приобретения князя в Северной Греции и Албании, однако цель у болгарского правителя была другой. Всё в его внешней политики указывало на куда более масштабные амбиции Симеона. Ему нужны были Константинополь и титул василевса ромеев.

В 912 г. умирает Лев VI, поддерживавший хрупкий мир с болгарами - на византийский престол усаживается его брат Александр. За целый год самостоятельного правления тот не придумал ничего лучше, кроме как отказаться платить Симеону дань и быстренько умереть, оставив разгребать проблемы наследникам. К июню 913 г., когда на престол взошёл малолетний Константин VII, болгарский князь уже собирал армию. Нестабильность в ромейской политее была Симеону на руку, тем более, что князь не собирался ограничиваться захватом новых территорий. В своих посланиях к патриарху Николаю Мистику Симеон открыто заявлял о своих желаниях стать правителем империи при юном Константине. Суровые отповеди патриарха не оказывали на князя никакого влияния, а когда армия Симеона подошла к Константинополю, о переговорах можно было забыть.

Но ожидаемой развязки не случилось. К осени 913 г. Симеон вернулся домой. Что именно произошло под стенами Города неизвестно. Однако Николай Мистик, будучи главой регентского совета, смог убедить болгарского князя уйти. И возвращался Симеон не с пустыми руками. Патриарх согласился на брак его дочери с молодым Константином VII, а также собственноручно венчал Симеона "василевсом Болгар" (basileus Boulgarias). Не тот результат, на который расчитывал князь (а точнее, уже царь), однако на время такой расклад его устроил. Тем более, что династические связи и новый титул вознесли его на новую ступень иерархии среди окрестных правителей.

Долго наслаждаться миром Симеону не дали. Всего через несколько месяцев, в феврале 914 г. мать Константина VII - Зоя, с не очень приятным современному уху прозвищем Карбонопсина (Угольноокая), скинула Николая Мистика с поста регента. Все заключенные им договоры, тем более с болгарином-варваром, были признаны недействительными. Ответ Симеона оказался стремителен. Огромная армия во главе с князем проносится по ромейским землям и захватывает Адрианополь. Однако и Зоя не дремала - подкупленные ей печенеги вторгаются в Болгарию при поддержке византийского флота. Симеон оказывается в знакомой ситуации, однако в этот раз весы качнулись в сторону империи и тому приходится возвращаться в Преслав.

-3

Константинополь решил подготовиться к войне серьезнее. В течении трёх лет Византия заключает мир с арабами, подкупает венгров, печенегов и сербов, стягивает войска со всех фронтиров - от Армении до Италии. Армия под командованием Льва Фоки и флот под руководством Романа Лакапина выступают вдоль берега Черного моря к Болгарии. В конце лета 917 г. - 20 августа - армии Симеона и империи сошлись в битве у порта Анхилао на реке Ахелой. Победа в этой тяжелой битве принадлежала болгарам. Главнокомандующий ромеев чудом сбежал с поля боя, а Симеон Логофет писал позже в своей хронике, что это была битва "какой от века не бывало".

Симеон не сбавлял обороты и на следующие пять лет превратился по сути в хозяина Балкан. Печенеги и венгры предали ромеев, отказавшись идти в набеги на болгарские земли. Удар в спину со стороны Сербии был предотвращен одним стремительным маршем. Письма к Симеону из Констанополя превратились из поучительных в увещевательные и просительные. Взошедший в Византии на престол Роман Лакапин (920-944) общался с Симеоном напрямую, предлагая ему деньги, шелка и территории в обмен на мир. Князь был непреклонен, требуя своего венчания как василевса ромеев, а Константинополь оставался также тверд, будучи готовым идти на любые уступки, кроме этой.

В 921 г. болгары вновь овладели Адрианополем, который Симеон продал Зое за несколько лет до этого. Очередной бунт в Сербии оказался подавлен, очередная ромейская армия - разгромлена. В 922 г. болгары даже форсировали Дарданнелы и начали грабёж ромейских территорий в Малой Азии. Но все усилия Симеона взять Константинополь проваливались, а пока стояла столица - стояла и империя. Его договоры с арабскими халифами не сложились, восставшие сербы снова и снова тревожили тылы. Риторика посланий из Византии становилась всё более саркастичной и язвительной. В одном из писем Роман Лакапин восклицал, что претензии Симеона на титул "императора ромеев" столь же смехотворны, как и его, Романа, претензии на титулы "эмира сарацин" или "повелителя мира".

-4

Муха А.Болгарский царь Симеон: основатель славянской письменности". 1923.

К 924 г. запал Симеона истощился, поток масштабных вторжений и грабежей иссяк. В 926 г. очередной поход князя в Хорватию, где скрывался один из беглых сербских бунтовщиков, оказался провальным. И даже присланное римским папой Иоанном X посольство не смогло поднять Симеону настроение. Борьба между Римом и Константинополем за новые епархии толкнула папу к поддержке Симеона. Его императорский титул был признан, болгарская церковь получила автономию, пусть и не в том виде, в каком ожидалось. К тому же в скором времени папская любовь кончилась, а Симеон всё также оставался недо-царем без своего патриарха.

В конце концов князь просто не выдержал. Ему, воспитанному в Константинополе, было непонятно, что ещё нужно сделать, чтобы достичь заветного титула "василевса ромеев". И в шелка пурпурные Симеон одет, и венчан по всем правилам, и всё императорское семейство к ногтю прижал, армии разбил, города захватил - что этим "грекам" не так. К концу своего правления болгарский князь наконец прекращает попытки получить желаемый титул "легальным" способом. А потому плюет на все приличия, собирает церковной собор, объявляет о независимости болгарской церкви и выбирает патриарха, который тут же венчает его "василевсом болгар и ромеев".

В своем новом статусе престарелый Симеон начинает снова готовиться к войне, желая добить империю и сесть на своё законное место во Влахернах. Однако в конце мая 927 г. он умирает от сердечной недостаточности, оставляя престол своему сыну Петру (927-969). Чтобы не забыть, заветы своего отца, Петр тут же вторгается в Восточную Фракию, как бы намекая ромеям, что смерть Симеона не сделала Болгарию слабее. И обессилевший Константинополь в лице Романа Лакапина наконец сдается. Помимо обильной дани и брака Петра с внучкой императора, Византия, по условиям "вечного мира" 927 г. признала царский титул болгарских князей и независимость болгарской церкви.

Симеон мог спать спокойно.

-5

Карта владений Симеона на пике его славы.

Память о великом царе в Болгарии до сих пор не забыта. И в рейтинге наиболее популярных правителей страны Симеон регулярно занимает первое место, лишь иногда уступая князю, Борису I, что принес болгарам христианство. Жизнь Симеона прошла в бесконечной борьбе с Византией, соперничество с которой не могло умалить того факта, что Константинополь и греческая культура, манили болгарина к себе. Ведь если и носить шелка, то лишь пурпурные, если брать титул - так ромейский, если править в городе - то только в Константинополе.

Литература:

1. Оболенский Д.Д. Византийское содружество наций. М., 2012. 2. Рансимен С. История Первого Болгарского Царства. СПб., 2009.

Мой авторский блог: https://vk.com/com_pour_his

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц