Найти тему

Сергий Радонежский: один из символовов России.

Сергий Радонежский оставил большой след в Отечественной истории. Он был выдающимся церковным и государственным деятелем. Основал крупнейший Троице-Сергиев монастырь (Троицкая лавра), где ввел общежитийный устав, исключавший личную собственность монахов. Идейно вдохновлял объединительную и национально-освободительную политику Дмитрия Донского. После канонизации РПЦ (Русской Православной Церковью) стал одним из самых почитаемых святых на Руси.

Главным источником, раскрывающим биографию Сергия, является его житие, написанное в 1417–1418 г. преподобным Епифанием Премудрым. Через год или два после смерти старца преподобный Епифаний «вздохнув к Богу и попросив молитв старца, начал подробно и понемногу описывать жизнь его». За двадцать лет работы у него набралось большое количество свитков и тетрадей с некоторыми сведениями о жизни старца. Долгое время Епифаний искал тех, кто пишет или хочет написать житие Сергия Радонежского: «Так я ждал в то время и в те годы, желая, чтобы кто-нибудь значительнее и разумнее меня написал о Сергии, а я бы пошел поклониться ему, чтобы и меня он поучил и вразумил»[1]. В итоге не найдя таковых и

[1] Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым // https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_2

спросив совета преподобный Епифаний решился взяться за работу самостоятельно. Последние годы своей жизни Епифаний провел в Троицкой лавре, где и умер между 1418 и 1422 г., посвятив при этом двадцать шесть лет сбору воспоминаний о своем учителе.

Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: в середине XV в. житие, вышедшее из-под пера Епифания, было переработано официальным агиографом Пахомием Логофетом, который придал «Житию Сергия» парадную форму.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) родился около 1321/1322 года в с. Варницы Ростовского княжества в боярской семье. После разорения отца в результате усмирения Ростова Иваном 1 Калитой, подавившим антиордынское восстание, семье пришлось переселиться в Радонеж Московского княжества.

Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по предначертанию Премудрого Бога, блаженный отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился. Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе, благословил его, поцеловал, по христианскому обычаю, и спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».

Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он, как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на анафору, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба – святой просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь – то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю тебе, но велика сладость вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему было дано, – и была сладость во рту его, как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли сказано: »Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим« [Пс. 118, 103], и душа моя весьма возлюбила их». Старец ответил ему: «Если веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников», – и поучил его на пользу души.
Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по предначертанию Премудрого Бога, блаженный отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился. Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе, благословил его, поцеловал, по христианскому обычаю, и спросил: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он, как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на анафору, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба – святой просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь – то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю тебе, но велика сладость вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему было дано, – и была сладость во рту его, как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли сказано: »Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим« [Пс. 118, 103], и душа моя весьма возлюбила их». Старец ответил ему: «Если веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников», – и поучил его на пользу души.

Братья Варфоломея, Стефан и Пётр, женились, а он, стремившийся к иноческой жизни, жениться не захотел. «Стефан, старший брат Варфоломея, недолго прожил с женой, которая вскоре умерла, оставив двух сыновей – Климента и Иоанна, этот Иоанн впоследствии стал Феодором Симоновским. Стефан спустя некоторое время оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы в Хотькове[1]. Блаженный юноша Варфоломей, придя к нему, просил Стефана, чтобы тот отправился вместе с ним на поиски пустынного места. Стефан, повинуясь словам блаженного юноши, покинул монастырь и пошел вместе с ним»[2]. Таким образом не ранее 1342 года был основан Троице-Сергиев монастырь. После пострижения в монахи в день, на память святых мучеников Сергия и Вакха, дано было имя Варфоломею в монашестве Сергий.

В 1353 году Сергий стал игуменом основанного им монастыря.

миниатюра из Лицевого жития Преподобного Сергия Радонежского
миниатюра из Лицевого жития Преподобного Сергия Радонежского

[1] Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность.

[2] Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым // https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_2

в 1376-1377 гг. (по другим данным, в 1354-1355 или 1374) в Троицком монастыре по грамоте патриарха Константинопольского Филофея и с согласия митрополита Киевского и всея Руси Алексия был введён общежительный устав. Часть монахов выразили недовольство новым уставом, поэтому Сергий Радонежский тайно ушёл и на реку Киржач основал обитель в честь Благовещения Богородицы, но вскоре уступил просьбам раскаявшейся братии и вернулся в Троицкий монастырь.

По благословению Сергия Радонежского его племянник Феодор основал Симонов монастырь, ученик Андроник стал игуменом Андроникова монастыря, многие ученики возглавили другие обители, поэтому Сегий Радонежский часто именуется «игуменом земли Русской». Митрополит Алексий предлагал ему возглавить Киевскую (Русскую) митрополию, но Сергий отказался.

В 1380 году старец благословил князя Дмитрия Ивановича и русские войска на битву с ордынской армией Мамая на Куликовом поле (по сообщениям летописей, он прислал благословенную грамоту, а согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» – князья пришли к Сергию за благословением сами).

В 1385 году, после московско-рязанской войны, по поручению великого князя Дмитрия Ивановича вёл мирные переговоры с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Как духовный отец Сергий Радонежский 20 мая 1389 года участвовал в погребении Дмитрия Ивановича в Архангельском соборе Москвы.

В последний год жизни Сергий поставил игуменом Троицкого монастыря Никона. В 1422 году были обретены нетленные мощи Сергия Радонежского. Канонизирован не позднее 1448года. Мощи старца находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (были вскрыты в 1919 году, возвращены в лавру в 1946 году).

Исторический вклад Сергия Радонежского.

Жизнь Сергия – это служение, это умножение мудрости, которая позволяла жить в ладу с окружающими, не нарушая евангельские заповеди. А все потому, что мудрость у него – от Бога
Жизнь Сергия – это служение, это умножение мудрости, которая позволяла жить в ладу с окружающими, не нарушая евангельские заповеди. А все потому, что мудрость у него – от Бога

Жизнь Сергия – это служение, это умножение мудрости, которая позволяла жить в ладу с окружающими, не нарушая евангельские заповеди. А все потому, что мудрость у него – от Бога

Жизненный подвиг преподобного Сергия Радонежского – это жертвенное служение на благо Руси. Это ему мы обязаны сплочением и сохранением нашего народа накануне Куликовской битвы, победа в которой способствовала укреплению нашей государственности.

В годы жизни Сергия Радонежского Русь была разделена на множество княжеств и уделов. Князья делили землю между сыновьями, которые между собою ссорились и отнимали друг у друга земли. В этих междоусобных войнах гибли люди, страдало хозяйство.

И когда пришла беда, напали на страну полчища монголо-татар, некому оказалось поднять народ на захватчиков. Князья шли на поклон к хану, везли ему богатые подарки, угождали ему.

Для того чтобы дать отпор врагу, нужно было объединить усилия. Но кто это сделает? Именно преподобный Сергей Радонежский явился таким человеком.

Благословляя на битву Димитрия Донского, преподобный Сергий говорил: «Княже, твой долг заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай, Мамая ждет гибель, а русское войско – победа. И помни: ты возвратишься невредимым, но многие из русских людей падут на поле брани…. Смело иди, княже. Ты победишь супостатов наших». В помощь князю Дмирию - он послал двух иноков Пересвета и Осляблю, некогда бывших воинами. Победа их войска принесла значительное усиление молодого государства.

Историк В.О. Ключевский так писал о Сергии Радонежском: «Он открыл людям глаза на самих себя, дал им почувствовать, что не все погасло, не все потеряно, что есть ещё будущее».

Сергий стал не только олицетворением объединения страны, но и возрождения нравственности, того, что называется Святая Русь.

Троице-Сергиева Лавра Серапионова палата Преподобный. Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
Троице-Сергиева Лавра Серапионова палата Преподобный. Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
 Пересвет и Ослябя. Воины-схимники.
Пересвет и Ослябя. Воины-схимники.

В житии святого описано множество чудес, совершенных этим удивительным человеком. Народ приходил к нему из разных уголков Руси за духовными советами и исцелением. Как-то раз он даже оживил мальчика, умершего на руках своего отца, принесшего его к игумену.

Описан и еще один чудесный случай, когда преподобному Сергию сослужил Сам Ангел Господень, но игумен запретил об этом рассказывать кому-либо, пока не закончилась его земная жизнь.

Теперь же помолиться преподобному игумену святой русской земли в храм Сергия Радонежского и лавру приезжают сотни тысяч паломников.

Монахами лавры описано много самых разных случаев чудотворного исцеления, чтобы люди имели веру и надежду на помощь, после получения которой у каждого появится желание задуматься над своей жизнью и измениться в лучшую сторону. А возможно, кто-то подумает и над тем, готов ли он так защищать свою родную землю, как защищали ее наши предки.