Найти в Дзене
Андрей&Co

Восточный Тибет '07... Байю - Батанг

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Байю – столица ещё одной префектуры. В окрестностях его расположен знаменитый на весь Тибет монастырь Катог. В стенах монастыря зародилось искусство тибетского ритуального танца «Чам». К сожалению, при всём желании мы не туда успевали: 60 км в одну сторону + восхождение к монастырю, который расположен высоко на склоне, заняло бы целый день. Нам этого дня не хватало. Сам Байю – очень странный город. Расположенный на самом краю провинции Сычуань, вдали от всех основных трасс и путей, затерянный среди гор и лесов, этот маленькое тибетское поселение пытается предстать центром китайской цивилизации на Крайнем Западе. Широкая центральная улица под большими платанами, невольно заставляет вспомнить проспекты в Шанхае, Пекине или Ченгду. Широкие магазины, напоминающие бутики парикмахерские и что-то, молодые люди в опрятных костюмах и галстуках. Не совсем понятно, что является основой для таких амбиций и потуг на благополучие. В последствии мы краем уха узнали, что в здешних горах вроде как добывают золото и серебро. И вроде как серебряные рудники в этих местах чуть ли не самые богатые в Китае. Но как-то раньше никто из нас не слышал о Сычуани, как золотоносном районе… Как бы там не было, единственное, что «нарушает» картину благополучия и респектабельности – это тибетский квартал традиционно расположенный на склоне холма и увенчанный золочёными крышами, гьялтценами и знамёнами доминирующего над ним монастыря. Единственная в городе приличная гостиница забита китайскими туристами и командировочными. Остальные гостиницы представляют собой перестроенные под сдачу квартиры на верхних этажах жилых домов, причём под одной из таких квартир расположена ночная дискотека… Наш водитель весьма разборчив и к таким местам относится по меньшей мере снисходительно. И не жалеет времени на поиски приличного жилья. Вскоре мы заходим в заново отстроенную гостиницу. Здесь вполне приличные номера, куда уже заселились несколько иностранцев. Заселяемся… и идём гулять…

Для тех, кого смущает количество монастырей, кто ни разу не был в Тибете, да и вообще в Азии, сразу оговорюсь… здесь нет ни музеев, ни картинных галерей, ни парков, ни пляжей, ни клубов, ни выставок, здесь нет ничего, что обычно привлекает людей привыкших ездить за границу. Всё что здесь есть – это потрясающая природа и довольно странная (для некоторых), хотя и вполне самобытная культура народа. Культура, которая к тому же тщательно вытаптывается доминирующим над ним сюзереном. Культура в основном духовно-религиозная, центром которой является буддийский монастырь или гомпа… Надо сказать, что монастырь в Байю хоть и заново отстроен, но весьма внушителен и знаменит. Он не испытывает недостатка в паломниках и прихожанах. Несколько алтарей посвящённых Буддам прошлого, настоящего и будущего. В главном и самом старом гомпа – несколько бирманских статуй Будд самого высокого художественного уровня. Бродим здесь до вечера, любуясь закатным солнцем, золотящем покрытые бронзой крыши…

Миша неугомонен. Он забрался в самую верхнюю гомпу, где его забыл и запер монах… Мы его ищем по всему городу и в переулках тибетского квартала… Но только месяц назад я узнал всю правду о его исчезновении.

От Байю до Батанга, куда мы повернули, чтобы выйти на Южную Сычуань-Тибетскую трассу, около 200 км… ну, может чуть больше.. Мы потратили на этот участок 12 часов!! 12 часов по жуткой, дикой и невероятно красивой дороге через два перевала, среди гор и девственных, абсолютно дремучих лесов. За всё время нам попалось по дороге три селения, а также олени, маралы (или их местная разновидность), зайцы и другая живность. Водитель несколько раз сбивался с пути, нервничал. В одном месте, после первого перевала, водитель впервые сбился с пути… Наверное поэтому мы и столкнули в пропасть мотоциклиста… Ну-у… не совсем столкнули, он сам упал, пытаясь разъехаться с нами на узкой дороге. Но водитель торопился, дёргался и мы даже не остановились. Но… карма есть карма и хорошо, когда она короткая… Мы заехали в тупик. В деревню, за которой дороги уже не было. Пришлось возвращаться. В то время мотоциклист тщетно пытался вытащить мотоцикл из кювета. Остановились, начали помогать… Вчетвером одолели склон… Но чувак рассердился не на шутку, грозился полицией и вообще хотел в качестве компенсации 2000 юаней… Водитель препирался с ним часа полтора, но мы решили, что это и наша вина и скинулись по 50 юаней. Сговорились на 1000.

Дорога, размытая дождями и горными ручьями, в некоторых местах была почти непроходима. Последний участок размыло настолько, что нам приходилось вытаскивать автобус из грязи и выталкивать его на дорогу. В нескольких местах таскали брёвна и подкладывали под колёса. Оторвали задний бампер. Были участки, на которых разъезженная дорога почти срывалась в ручей или в обрыв и тогда мы дружно перебегали на одну сторону, чтобы автобус не перевернулся или не съехал в пропасть. И вот на самом диком участке, среди дремучей тайги, нам голосует человек с рюкзаком…. “Where are you from?”… “I’m from Ukraine”… Украина… Харьков. Да, точно… это карма. К этому времени мы уже скучали за нашим харьковчанином Андреем. А природа, как известно, не терпит пустоты… Ко времени нашей встречи Женя, прошёл пешком около 2000 км по дорогам Цинхая и Сычуани. А вообще обошёл все ущелья Непала, Бутана, Сиккима, Ладакха и Индии. После этого он побывал в Лаосе и Шри-Ланке, а в этом году одолел на велосипеде Каракорум, горный Бадакшан и Северо-Восточные штаты Индии.... Да и вообще личность достаточно эксцентричная. Харьковский еврей, эрудит и меломан, математик-теоретик из НИИ, он после перестройки ушёл в бухгалтеры. А лет шесть назад продал маленький банк в Москве… Теперь он путешествует девять месяцев в году. А ещё два месяца проводит на сборах на Кавказе – занимается альпинизмом. Оставшийся месяц он тратит на то, чтобы отсидеть курс випассаны, где-нибудь в Гималаях, в Индии или в Юго-Восточной Азии.

Нет, Су (наш водитель) всё-таки молодец!! Профессионал... Когда наш автобус вырвался на Южную трассу у Батанга мы издали дружный победный вопль!!..

Дорога за Батангом превосходна. После вчерашней тряски – мы не едем, а летим… торжество тоннелей, мостов... Перевал Шангту (4675) предваряют два небольших озера Ньиба и красивый горный массив Хайзи с массивными ледниками на склонах. Сразу за перевалом открываются обширные плоскогорья и высокогорные пастбища, что тянутся уже до самого Литанга. Проезжаем большое поселение дрокпа. Здесь явно что-то происходит. В палаточном посёлке царит оживление, на обочине дорогие машины и полицейские… В самом центре возведён молитвенный шатёр (панак-гомпа) в котором сидят множество монахов. Что-то происходит. Какое-то важное событие или праздник. Останавливаемся. Су нервничает. Несколько чиновников на дорогих машинах уже подъезжали к нему и недвусмысленно дали понять, что наше присутствие здесь нежелательно. Отъезжаем в сторону, сделать несколько фотографий. Но мы здесь явно не к месту. Нам ещё раз напоминают, что лучше бы нам убраться по добру по здорову. Су заводит мотор, и мы спешно ретируемся… То, что мы узнаем через три дня в Лхасе прольёт некоторый свет и на этот, казалось бы незначительный, эпизод…