Сильный размах на экранизацию классики, который поднимает вечные секреты семейной жизни в XXI веке.
Кажется, что в наше время бракосочетание уже не такой обязательный ритуал. Но великая тема одиночества подталкивает нас искать себе того самого партнера, с которым захочется прожить всю жизнь. Взявшись за экранизацию «Сцен из супружеской жизни» 1973 года Хайгай Леви предупреждает нас о вечных сложностях брака, при этом буквально оставляя весь каркас оригинального сериала, дополняя его лишь сложившимися современными тенденциями.
В центре сюжета также как и в оригинале находится супружеская пара, у которой, на первый взгляд идеальные отношения. У них есть все, что мы можем подразумевать о счастливой семейной жизни – успешная карьера, уютный дом и прекрасная дочка. Но в какой-то момент один из супругов решает прервать долговременные отношения…
Режиссер новых «Сцен» Хагай Леви не бездумно копирует Бергмана, а подставляет историю под современную модель брака. Но при этом имена новых героев, супруги Мари и супруга Джонатана созвучны с Бергмановскими Марианной и Юханом и имеют похожие черты характера. Да, мужчина в новой версии остается профессором и преподавателем, но женщина из адвоката по семейным делам превращается в успешную работницу в айти сфере, что делает ее добытчиком в семье. Таким образом, в современном взгляде происходит инверсия ролей, где Мари берет на себя мужские качества, а Джонатан приобретает набор домохозяйки.
Основной силой для полного погружения в ситуацию остается драматургия. В этом плане очень трудно проследить, какая версия вызовет больше эмоций у зрителя. Но стоит отметить, что Бергман задавал психологическое напряжение с первой сцены, в отличие от современной версии, где зрителя оберегают от мгновенного погружения, показывая перед каждым актом процесс съемки, как бы напоминая зрителю, что это всего лишь спектакль. Очень интересный прием, который, как мне кажется, ставит дополнительную дверь перед тем, как зритель может войти в жизнь супругов. Более того, после такой сцены, мозг продолжает думать о том, что все постановка и сбивает просмотр с серьезной ноты. Конечно, киноискусство всегда стояло между действительностью и мифом, но в данном случае новый сериал показывает одну практику реальности. Реальность же Ингмара Бергмана в этом случае наоборот слишком правдива. Как известно, режиссер в большинстве случаев черпал вдохновение из своей собственной жизни, а «Сцены из супружеской жизни» и вовсе стали личным киноэссе Бергмана о брачном опыте. Дополнительное напряжение в оригинальном фильме создается за счет нахождения в кадре актрисы Лив Ульман, на тот момент находившейся в отношениях с Бергманом. Неудивительно, что с такой демонстрацией откровенности и хирургической точностью, с которой Бергман показывал больные места в отношениях супругов, спровоцировала в Швеции всплеск бракоразводных процессов.
Но как бы мы не сравнивали две версии, обе достойны просмотра. Хагай Леви может и не бьет с такой же точностью как Бергман, зато утяжеляет просмотр, добавляя в кадр ребенка, который предлагает зрителю еще один взгляд на процесс развода. Усложняет понимание супругов и их расовая принадлежность, ведь если у Бергмана довольно консервативная шведская семья, то у Леви показана разноплановость не только в характере героев, но и их культурных принадлежностей. Например, когда Джонатан решительно готов подписать бракоразводный документ, Мари спрашивает, можно ли будет после развода передумать и снова сойтись? Но так как Джонатан приверженец иудаизма, то у них существует свой документ «гет» (бракоразводное письмо), после которого муж и жена не смогут передумать и вновь связать свои отношение браком.
Главное, что есть в «Сценах» – это то, что они заставят любого зрителя проанализировать свои отношения. Проблема лишь в том, как многие видят фильм. Со всей невыносимостью брака и усталостью от партнера, зрители забывают, что перед ними на самом деле счастливая история любви, когда люди после развода понимают, что это было лучшее время в их жизни, и это время научило их хорошо понимать друг друга так, как не поймет, ни один любовник.
Смотреть ли такой драматический сериал – решать вам, но это определенно лучший ремейк за последние годы. Новая версия отлично встроилась в современную действительность, ее сюжет более динамичный, а герои, особенно Миа, очень хорошо демонстрирует смену ролей в браке. И как вишенка на торте – красуется главный вывод переосмысления картины Бергмана. Ведь как гендерные роли не меняй, сколько рас не соединяй, на идеальный или компромиссный брак это никак не влияет. К сожалению, с этим выводом не все будут согласны.