Найти тему
Читающий хомяк

Хэллоуин - праздник, дающий повод для веселья - о книге Жана Маркаля "Хэллоуин: истории и традиции"

31 октября, возвращаясь с работы, французы предвкушают длинные трехдневные выходные, запасаются конфетами и пирожными, обзванивают знакомых и строят планы на завтра. Ну а пока завтра не наступило, вечерком идут вместе с детьми по соседям и выманивают у них сладкое. Хэллоуин - самый яркий и запоминающийся день в году после Рождества. Можно нарядиться в карнавальный костюм, дурачиться, петь песни и надоедать взрослым, и тебе ничего за это не будет.

А еще можно послушать и рассказать страшилки. Всем известно, как их любят дети.

Жан Маркаль, о книге которого расскажу далее, пишет о том, что несмотря на ряженных и всю чертовщину, праздник Хэллоуина сугубо христианский. Он связан не с прославлением смерти и всякой дьявольщины, а, наоборот, дает повод для веселья. Он рассказывает о происхождении праздника, датах, способах проведения торжества.
Рисунок мой
Рисунок мой

При этом на протяжении всего прошлого века этот праздник в Европе не отмечали, он стал популярен только в последние десятилетия, хоть и имеет историю, не менее древнюю, чем история Рождества или Масленицы.

Главный посыл книги -

Детишки, которые, переодевшись призраками, вечером 31 октября, обходят соседей, требуя сладостей, фруктов или монетки, своими действиями вносят вклад в спасение заблудших душ.
В маскараде на Хэллоуин нет ничего кощунственного, напротив, он представляет собой сакральный ритуал.

Маркаль подробно и со вкусом расскажет и древних корнях праздниках, о связях Хэллоуина с христианством, о том,, правильно ли его отмечать и как это лучше делать.

Вот только малое из того, что подчеркнула из книги:

Что за слово?

Слово "Хэллоуин" древнеанглийское, в Великобритании и США, перенявшей ее традиции, праздник считается национальным, они, в отличие от Европы, отмечали его и в 20 веке.

Почему отмечают 31 октября?

31 октября, потому что вслед за ним идет 1-2 ноября. 2 ноября в Римско-католической церкви является днем поминовения усопших. Церковь, которая всегда боролась с язычеством, одобрительно относится к ритуальным действиям, осуществляемым 1-2 ноября - украшение могил предков цветами, посещение памятных мест.

Маркаль пишет о том, что День всех святых основан на христианском догмате, согласно которому каждый верующий после смерти может попасть в Царство небесное.

Но значит ли это, что церковь одобряет карнавал и маски?

Нет. В 1999 г. даже было опубликована обращение французского епископата к верующим, осуждающее празднование Хэллоуина.

При этом Маркаль утверждает, что церковники сами себе противоречат, и явно опоздали, потому что народу нравится этот праздник и отказываться они от него не собирались и не собираются.

Откуда пришел праздник?

Если говорить о Франции, ведь автор француз, то во Францию из Ирландии. И даже в США праздник тоже пришел оттуда, правда видоизменился, просто не мог за прошедшие столетия, стал чуточку другим, приобрел национальный американский колорит.

Хэллоуин и кельтский Самайн

Хэллоуин тесно связан с Самайном. 31 октября древние кельты собирались, чтобы три дня (ночи?) праздновать день окончания всех работ в поле, воздать почести божествам, которые их защитили и попросить защиту на будущую зиму - Самайн. Собирались всей общиной, не зависимо от сословия, пили, пели, веселились. Не прийти было нельзя, от богов следовала суровая кара. В эти дни запрещалось воевать и проявлять какую-либо агрессию.

Интересно, что как пишет Маркаль, кельты любили свинину. Это была едва ли не пища богов, она даровала бессмертие. Вот на Самайн свинину и ели.

Далее автор сравнивает пиршество на Самайн с Тайной вечерей, потом, говорит о том, что Хэллоуин взял многое от Самайна и от христианства и стал вот таким, каким мы его видим - с ряженными, конфетами, вечеринками.

Тоже своего рода ублажение богов, каких-то тайных сил и при этом также и почитание мертвых. Есть же у нас традиция приносить еду и питье на могилы, чтобы там употребить.

-2

Книга безумно интересная, захотелось сразу бежать и читать древние мифы и сказки. Вау, не ожидала от монографии такого эффекта.
Текста немного, страниц на 300, обложка крутая. Читайте, не пожалеете!

Что еще интересненького можно узнать из книги:

  • почему ирландцы не продают лошадей на мясо, даже старых, даже списанных, оказывается, в местных магазинах конины почти не найти, что связанно, в том числе и с мифами.
  • почему кельты отрубали своим врагам головы и носили их на крупах лошадей.
  • что такое кельтский котел и какими волшебными свойствами он обладал (почти как Святой Грааль).
  • что символизирует Самайн и почему описанные в нем действия только символические, т.е. реальная смерть никогда не сопровождала праздник.
  • когда Самайн смешался с христианскими пониманием о смерти и воскрешении.
  • когда появился Хэллоуин у ирландцев и как так получилось, что он распространился по англоговорящим странам, а также пришел в Канаду и во Францию.
Мой рисунок
Мой рисунок

Ну и главное:

Ирландцы изначально верили в то, что в Хэллоуин, ночь накануне Дня всех святых, покойники возвращаются в наш мир и с ними можно пообщаться. Им оставляли угощение или открытую дверь в дом. В Шотландии, куда обычай пришел из Ирландии, молодые люди надевали белые саваны и мазали лица сажей, чтобы в таком виде ходить по домам и напоминать живым о том, что им нужно вспомнить своих мертвецов. Постепенно взрослых заманили дети. Появился обычай выдалбливать в тыкве глаза и рот, вставлять внутрь свечу. Такая тыква становится символом заблудшей души, не попавшей ни в Ад, ни в Рай.
Наделять Хэллоуин чисто языческими характеристиками неправильно, в нем так все тесно переплетено, язычество так смешалось с христианством, что разобраться где что, почти невозможно. Праздник где-то между, имеет и христианские и языческие смыслы, не стоит забывать о том, что христианство многое взяло из язычества, оно не возникло на пустом месте.
В некоторых регионах, где Хэллоуин даже не праздновали, но отмечали католический День всех святых, например, открывали в эту ночь двери и стелили дорожки, по которым покойники могли бы пройти в дом и переночевать среди любимых, в Эльзасе для покойников оставляли корзинки с орехами и другим угощением.
Было запрещено 31 октября охотиться, чтобы не подстрелить заблудшую душу, копать землю и вообще работать в саду, бросать в почву семена, ходить в море., подметать пол и т.д. Даже печь хлеб и тот не разрешалось.

Итог всего сказанного:

Нет ничего страшного или опасного в том, чтобы отмечать Хэллоуин. С его помощью люди просто пытаются еще раз вспомнить своих предков, отдать дань древним традициям, уходящим своими корнями в далекое прошлое, традициям, которые оказываются древнее, чем все ныне существующие.

Рисунок мой
Рисунок мой

Если вы любите мифологию, то книгу Маркаля вам читать однозначно. Захватывающая вещь. А уж праздновать или нет Хэллоуин ваше дело, в конечном итоге если и роднить праздник с христианством, то с католицизмом, у православных есть Масленица и Святки. Я лично считаю, что в карнавале дурного ничего нет, перефразируя Дамблдора, скажу, что в темные времена надо искать лучик света во всем. Мне лично импонируют больше не вечеринки, а вот эти все походы американских детишек за конфетами, все время вспоминается свое детство с его колядками и щедривками. Приносили по целым большим пакетам конфет домой. Было весело и интересно.

-5

Книга вышла в издательстве Городец, она небольшая,. два вечера и прочтена.

А как вы относитесь к Хэллоуину?

#хэллоуин #читающий_хомяк #книжный_блог #маркаль #франция #книги #чтение