Папаши и отцы
Как-то вечером, по дороге с работы, гляжу, папаша с сыном 4-х лет гуляет. Сын гомонит, едет на своем велосипедике. А у папаши лицо какое-то отрешенное: кто я? Где я? Кто этот ребенок?
Я задумался - у него это только сейчас так. А у женщин, родивших недавно, и похлеще бывает. Депрессия, например, послеродовая. Когда столько трудного времени прошло. Еще недавно была сильная боль, и вот он - этот требующий внимания и ухода живой комочек. И она одна наедине с этим комочком...
Но потом проходит время, заботы затягивают, и вот это все понемногу рассеивается. Иногда помогают родственники. Иногда муж помогает. И появляется в материнстве - смысл. В причастности к непрерывному процессу жизни. Поэтому лица мамочек с маленькими детьми уже не выглядят отрешенными. Они что-то знают то, чего нам, мужчинам, не дано. Потому мы и отцами становимся не сразу. Сначала - папаши, потом - папы, и только через годы, когда дети подрастают, - отцы. И очень неправы те из нас, которые забывают, кто дает нам возможность стать и быть отцом. Потому что отцом может стать только созревший, взрослый мужчина. Но это - тоже труд. Очень нужный и очень важный.