Каза́ки́ (др. рус. коза́къ,польск. kozacy — предположительно от тюрск. слова, значившего «удалец, вольный человек».
Тунгусы - от якут. тонг уус, кит. 鄂温克族 èwēnkè zú (эвенки); монг. хамниганы — коренной народ Восточной Сибири тунгусо-маньчжурской группы.
Гантимур – князь, предводитель тунгусских племен, сыгравший заметную роль в присоединении к Русскому государству забайкальских земель. Он родился в районе современного Нерчинска, где на обширной территории по Шилке и Нерче распространялись исторические права родов «конных тунгусов», так в российских официальных документах вплоть до советского времени именовались потомки князя и его подданных. Гантимур был связан в нескольких поколениях с монгольским родом Борджигин и правящими родами маньчжурской династии Цин и являлся родственником китайского императора Канси. Местом обитания был район р. Нэньцзян, приток р. Сунгари, который в то время находился в процессе включения в состав цинского (маньчжурского) Китая
Цинские власти пожаловали Гантимуру высокий чин цзолина – четвертый по значимости в маньчжурских войсках Китая возглавляя роды конных тунгусов и краснознаменное подразделение 8-знаменной цинской армии.
В 1667 г. подразделение маньчжурского войска, возглавляемого Гантимуром было направлено в Приамурье с задачей уничтожения Кумарского острога, однако, Гантимур и другие предводители конных тунгусов принимают решение вернуться на родные земли к Нерчинску и изъявляют желание перейти под российское подданство. Такое решение было связано с внутриполитическими проблемами империи Цин, борьбой властных группировок вокруг регентства над малолетним императором Канси. Общее число конных тунгусов, принявших российское подданство вместе с Гантимуром, составило около 7—8 тыс. человек из более 20 родов конных тунгусов. Гантимур вывез из Китая свои жен, детей и родственников, всего более 500 человек, и поселился на русской земле. Почти одновременно его примеру последовали три других вождя - Туйдохунь, Баодай и Вэньду, добровольно перешли со своими людьми к русским. (А.Р. Артемьев «Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII — XVIII вв.»)
В течение многих лет цинское правительство требовало от России выдать князя и членов его рода, настаивая на том, что он являлся подданным китайского богдыхана и занимал высокие посты. (Яковлева, 1958).
Переход конных тунгусов Гантимура под подданство России обострил отношения царской России с цинским Китаем, однако, несмотря на многочисленные требования цинских правителей выдать Гантимура, администрация российской империи отвечала отказом. Для этого были обоснованные причины — принятие конными тунгусами российского подданства предоставляло России политические права на освоение обширной территории Забайкалья. Кроме этого, конные тунгусы (хамниганы) Гантимура, представлявшие собой многочисленное и умелое войско, отныне выступали защитниками интересов Российской империи.
Кроме того, Гантимур и его сын пожелали принять православную веру, что и произошло в 1684 году, Гантимур принял православную веру. При крещении он получил фамилию Гантимуров и титул князя. Из инородцев только тунгусский князь Гантимур был удостоен титула по московскому списку, и больше никто не обладал столь высоким титулом, который передавался по прямой линии. В дальнейшем род князей Гантимуровых доблестно служил Российской империи. На всю Сибирь славился он своим богатством. Как писал в одном из своих писем свт. Иннокентий (Вениаминов), тунгусы «с незапамятных времён считают себя подданными России и суть сыны Русской Церкви также с давних времён..."
Царское правительство никогда не вмешивалось во внутренние дела инородцев, перешедших в подданство России, чем вызывало симпатии у правителей новых подданных. Гантимуров мог выставить в случае войны около 3000 вооруженных, умеющих воевать и знающих местность воинов. Нередко были случаи, когда полсотни тунгусов, атаковав четыре сотни монголов, разбивали по всем правилам. Выгода от принятия новых подданных была большой. Он и его потомки получали право именоваться князьями, освобождались от уплаты ясака, им было назначено специальное жалование.
Главной причиной формирования казачьего полка из конных тунгусов стала угроза маньчжурского нашествия. Формирование Тунгусского казачьего полка шло много труднее бурятских казачьих полков, ведь тунгусы(хамниганы) считались родней маньчжурам, но князья Гантимуровы смогли убедить российские власти в обратном не только словом, но и делом. Тунгусы были приведены к присяге на верность службы (некрещеные целовали ружье, а принявшие православие - по христианскому обряду)
1. Шилкинские тунгусы собирались на реке Мотакон около заимки Епифанцева;
2. Аргунские - на реке Верхней Борзе при устье реки Бырки, а часть на Средней Борзе;
3. Ононские тунгусы предоставлялось самим выбрать сборное место;
4. Тунгусы, жившие по Нерче, были вызваны в Нерчинск;
5. Все роды, кочевавшие в других местах, избирали места сборищ и сообщали в Нерчинск.
В последствии, часть тунгусов обрусели, а часть обурятились.
С этого времени маньчжурские хамниганы под предводительством князей Гантимуровых твердо стояли на защите русской границы. По отзывам царских чиновников, тунгусские казаки были храбрейшими из всех сибирских инородцев. Нерчинско-шилкинские хамниганы непосредственно из ведомства Гантимурова были крещены и носили такие фамилии как Казанцевы, Номоконовы, Полутовы, Беляковы, Шугаевы, Катанаевы, Тумуреевы и т.д. Однако, несение караульной службы было сопряжено с трудностями, от тяжести службы и монгольских грабежей особенно шилкинские тунгусы (хамниганы) из родов Сарадуул, Цамцагир, Похотон оказались в совершенном разорении-писал исследователь Ф.И. Соймонов. Превосходные боевые качества тунгусских казаков и железная дисциплина сделали их лучшими воинами на русском Дальнем Востоке.
Из поэмы Ф.И. Бальдауфа. "Авван и Гайро".
Не злы так волки и собаки,
Как злы тунгусские казаки...
Казаки-тунгусы зарекомендовали себя очень хорошо на охране границы и в ходе различных боевых столкновений с монголами и маньчжурами. В честь больших заслуг тунгусских казаков приравняли по статусу и званию к сибирским казакам. 26 марта 1762 года Сенат распорядился изготовить на Тульском заводе сабли для казаков-тунгусов за государственный счет.
Тунгусский полк, вместе с Бурятскими полками, влился в образованные казачьи полки Забайкальского казачьего войска. Интересный факт, что сибирские казаки брали в жен тунгусских женщин, что очень помогало в решении возникающих конфликтов.
«Пограничные казаки страшные охотники до плясок, и каких плясок» - пишет офицер Корнилов. Я выехал в станицу, тут увидел я вольный, гостеприимный, весёлый и расторопный народ, славные дома, красные, замечательные углами и пирогами, довольство, трезвость.
Как указано во втором томе книги "Забайкальские казаки" А.П. Васильева, Тунгусский пятисотенный полк был сформирован на основании Указа Правительствующего Сената от 17 октября 1760 года. Непосредственно же полк был сформирован в 1761 году и просуществовал до 1851 года, то есть до включения его в ЗКВ. Таким образом, полк просуществовал 90 лет! Ни одно подразделение, в более чем трехсотлетней истории забайкальского казачества, не имело такой длительной собственной истории.
После вхождения в состав Забайкальского казачьего войска, отдельно Тунгусский казачий полк больше не существовал. В составе Забайкальского войска казаки тунгусы участвовали во всех войнах России, в которых принимало участие Забайкальское войско. Начиная от войн с Китаем и заканчивая I Мировой войной.
Так закончилась история этого удивительного формирования, сыгравшего свою роль в охране и обороне границ нашего великого государства.