Из послевоенных министров обороны СССР самыми яркими были маршалы Победы - Георгий Жуков и Родион Малиновский. Им пришлось действовать в тяжелых, агрессивных послевоенных условиях Холодной войны и Карибского кризиса. А после них пришли более мягкие и молодые «генералы Победы» - Гречко и Устинов, активно участвовавшие в брежневской борьбе за мир.
1. Георгий Гречко – первый «политический министр»
Десять лет минобороны СССР возглавлял Родион Малиновский, который был видным военачальником во время Великой Отечественной войны. В 1957-м году он со скандалом сменил маршала Г.К. Жукова, попавшего в опалу при Хрущеве.
После смерти Малиновского в 1967-м году в министерство обороны страны пришел Андрей Антонович Гречко. Он был на 5 лет младше Малиновского и еще более «младшим» выглядел по боевым заслугам. Если Малиновский был в первых рядах крупнейших полководцев Великой Отечественной войны, то Гречко сделал куда более скромную военно-политическую карьеру при Сталине.
Он подполковником закончил Академию генштаба в июне 1941 года, а войну завершил в Праге в должности командующего 1-й гвардейской армией. С 1953 года Андрей Гречко командовал советскими оккупационными войсками в Германии, а с 1960 года был назначен первым заместителем министра обороны СССР.
Как и его предшественник, маршал Гречко руководил главным военным ведомством СССР в течение почти 10 лет, с 1967 года до своей кончины в 1976 году. Он заметно отличился, командуя вводом советских войск в Чехословакию весной 1968 года.
Да и политически он перерос всех иных: Гречко стал первым министром обороны, включённым в Политбюро ЦК КПСС после 16-летнего перерыва. До него таких высот власти достигал только опальный в то время Г.К. Жуков. Так что А.А. Гречко можно считать своего рода «спортивно-политическим министром», который занимался не столько военной тематикой, сколько строительством армии в плане муштры и физподготовки, развитием армейского спорта.
2. Мирные забавы маршала
Если на Западе предшественника Андрея Гречко маршала Малиновского считали главным стратегом применения ядерного оружия, то новый министр обороны в плане развязывания войн выглядел не «ястребом», но, скорее, «голубем»
Андрей Антонович вообще предпочитал футбольные сражения военным баталиям, он был самым натуральным футбольным фанатом, и именно при нем сильно поднялся армейский клуб ЦСКА.
И еще интересный факт, много говорящий о личности А. А. Гречко. Этот брежневский деятель был инициатором съёмок на московской киностудии им. М. Горького в 1971 году знаменитого фильма «Офицеры», и, говорят, что популярные ныне слова «Есть такая профессия — Родинузащищать», были сказаны именно им.
В верхах шептались, что генсек Леонид Брежнев сделал маршала Андрея Гречко министром обороны СССР только потому, что в войну они вместе служили в 18-й армии.
Но этого, конечно, было мало для такого поста. Главе государства нужен был в руководстве армией такой человек, который пользовался бы непререкаемым уважением в войсках. А Гречко, в отличие от предшественников был активным сторонником разработки новой военной техники, содействовал принятию на вооружение боевых вертолетов, новых моделей танков. Именно маршал Гречко достойно разрешил кризис в конце 60-х годов - события на острове Даманский. Он не дал перерасти ему в полномасштабную войну. Однако, на его условном «боевом счету» и вьетнамская война, и два арабо-израильских конфликта, где СССР принимал неформальное участие.
Это был очень здоровый человек, и даже когда ему было за 70 лет, то маршал Гречко час-полтора проводил на теннисном корте. И есть удивительный факт, что и у брежневского маршала, и у демократа-президента Ельцина спустя почти два десятилетия, был один и тот же спарринг-партнер!
«В 1967-1968 годах срочную службу в спортроте ЦСКА проходил Шамиль Тарпищев, нынешний капитан сборной России по теннису. И несколько раз играл против министра. А через четверть века он же приохотил к теннису Бориса Ельцина…», - вспоминает историк Игорь Кравцов.
Гречко играл в теннис даже за четыре дня до смерти, да и умер как-то странно – в одиночестве, в своём особом домике для отдыха. Говорят, очередной министр обороны СССР уж очень рвался к своему посту при помощи всесильного Юрия Андропова.
3. Дмитрий Устинов обновляет армию…
Секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов был главным знатоком оружия в СССР – он занял высокий пост в 33 года, став наркомом вооружений еще при Сталине накануне Великой Отечественной войны. И вот при Брежневе, с которым лично и тесно дружил, Устинов занимает в 1976-м году пост министра обороны СССР. В чем-то он был похож на маршала Малиновского, считая, что именно ракетное оружие способно обеспечить военно-политические интересы СССР в мире.
Говорят, что маршал Гречко активно противился назначению полковника Брежнева маршалом, заявляя в тесном кругу: «Только через мой труп!» Так и случилось: прошло десять дней после его смерти, а новый министр обороны Дмитрий Устинов уже объявил о присвоении этого заветного для вождя воинского звания «дорогому Леониду Ильичу».
Так это было в подоплеке событий, или нет, но один маршал умер, зато появился другой – маршал Брежнев. Вместе с другом, маршалом Устиновым, они принялись «активно бороться за мир», не менее активно готовясь к войне и резко усиливая и обновляя ракетно-ядерный потенциал Советского Союза. Благо, в вопросах создания, поставки, установки и применения вооружений в стране не было лучшего специалиста, чем новый министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов.
4. Больной Брежнев и «триумвират»
Историки считают, что многие десятилетия в СССР именно Д. Ф. Устинов возглавлял плеяду талантливых руководителей производства и инженеров ВПК. За его подписью вышло историческое распоряжение об организации физико-математических школ при ведущих университетах СССР, что сильно двинуло вперед нашу науку. Его заслуга - техническая подготовка первого полёта человека в космос, за что Устинов удостоился звания Героя Социалистического Труда.
Однако, маршал вошёл во вкус верховной власти и сегодня считается, что при ослабевшем и больном генсеке он, вместе с Андроповым и Громыко, составил как бы «триумвират», принимавший важнейшие решения. Например, их главная ошибка - ввод войск в Афганистан. Ведь Брежнев был борцом за мир во всем мире, и он сильно колебался. Но властная троица его, что называется, «продавила». Это ускорило гибель СССР.
Говорят, именно Устинов убеждал своего больного товарища Брежнева, который хотел отставки по состоянию здоровья, что ему надо обязательно остаться на посту генерального секретаря ЦК КПСС. Устинов боялся, видимо, потерять вместе с Брежневым власть и влияние. Так, впрочем, и случилось, и пережил Д.Ф. Устинов своего начальника ненадолго.
Один из его коллег по властным коридорам Н. Г. Егорычев так охарактеризовал роль Дмитрия Устинова и истории страны: «Он внёс большой вклад в дело победы над фашизмом, но в то же время, я думаю, он нанёс урон нашей экономике, когда с его подачи брежневское руководство не жалело ничего для обороны, даже благосостояния трудящихся».
Но что бы там ни было, а именно Дмитрий Устинов, последний из брежневский маршалов, носит до сих пор неформальное звание «Лучший министр обороны СССР».