Какие известные дореволюционные заведение стали одними из первых жертв новых порядков? Что такое коммунальный пункт питания? Правда ли, что во времена НЭПа многие рестораны и кафе пытались подавать дореволюционные блюда? Что скрывалось за названием "Нарпит", и почему оно даже попало в путеводитель по Москве для крестьян? А также - в каких столовых можно было поесть диетической, вегетарианской еды и даже выпить пива? Об этом и не только расскажу сегодня.
Забрать и переделать
С первых дней установления советской власти для московского общепита всё очень сильно поменялось. 28 октября 1917 года вышел декрет "О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле". Документ в том числе разрешал местным властям в одностороннем порядке брать под надзор, то есть фактически руководить, любым заведением. Кроме того, можно было конфисковать какие угодно частные помещения и всё оборудование, которое было внутри, чтобы сделать там продовольственную лавку, общепит или что-то ещё (перечень открытый).
Известные дореволюционные заведения Москвы начали исчезать. Например, в апреле 1918 года столичные власти реквизировали (изъяли с денежной компенсацией) помещения ресторана Крынкина на Воробьёвых горах. Уже в следующем месяце там расположили читальню для рабочих. Незавидная судьба ждала и кофейню Филиппова на Тверской улице. В августе 1918 её закрыли. Формально - за слишком высокие цены. В том же месяце окончательно запретили негосударственные рестораны, кафе и трактиры.
Взамен стали появляться общественные столовые. В основном около разных предприятий и других организаций, где было много рабочих. Некоторые предлагали бесплатные обеды. Открывались и обычные столовые. Их ещё называли пунктом коммунального питания. Одна из них, например, была в здании будущего ЦУМа. К лету 1919 года в Москве уже действовали 1316 разных новых заведений общепита. Они обслуживали примерно 700 тысяч человек ежедневно.
Вроде бы как раньше, но не то
О дореволюционном питании в годы #СССР отзывались негативно. Приведу цитату из книги Я. Брезаковского 1932 года, где автор анализировал успехи новой системы общепита для пролетариата. "Грязные харчевни в Обжорном ряду, торговавшие водкой "распивочно и на вынос", трактиры 3 разряда, портерные и чайные, торговки на Хитровом рынке с горячими щами, рубцами и зловонной "бульонкой" из объедков, собранных на кухнях ресторанов, - вот былое "общественное питание" для бедноты дореволюционной Москвы". На самом деле, такой рацион был только у тех, кто вообще не зарабатывал. В городе имелось немало вариантов обеда (пусть и не шикарного) за небольшие деньги.
В 1921 году начался новый этап в развитии общепита из-за НЭПа. Число коммунальных столовых быстро сокращалось. На смену им приходили частные кафе, рестораны, чайные и столовые. Их устройство больше походило на дореволюционные. Так в ресторане "Ампир" на Петровских линиях, как и во многих других заведениях, стали играть живую музыку. В кафе "Театраль" на Театральном проезде и вовсе - показывали кабаре. Меню многих частных ресторанов тяготело к русской классической кухне конца 19 - начала 20 веков.
Страницы изобиловали старыми блюдами вроде бараньих котлет Помпадур, салата Оливье и крем-супа Мари-Луиз из пернатой дичи. Только вот качество по отзывам было намного хуже, чем у оригинала. Гиляровский, например, писал следующее: "Но неугрызимые котлеты на кастровом масле, и салат Оливье был из огрызков". Помимо русской кухни, появлялись заведения с грузинской, еврейской и армянкой едой.
"Нарпит"
В качестве конкурента частным заведениям, в 1921 году создали кооперативное товарищество "Народное питание" (сокращённо "Нарпит"). Это были столовые с недорогой, но качественной едой. До конца 1920-х у них выходил собственный журнал "Рабочий народного питания". Там рассказывали о достижениях советского общепита: кулинарных и технологических. На страницах издания размещали жалобы на работу столовых, а также публиковали рецепты. Например, полноценный обед из трёх блюд: щей со свежей капустой, жареных телячьих мозгов и пудинга из творога.
В целом, сеть заведений пользовалась популярностью. Она даже попала в "Путеводитель крестьянина по Москве", который вышел в 1926 году. Гостям столицы рекомендовали посетить столовые "Нарпита", потому что "там дают свежее, и дешевле кормят". Интересной разновидностью общепита времён НЭПа являлись пивные-столовые. Они могли быть и государственными, и кооперативными, и частными. Пользовались большой популярностью среди москвичей, потому что пиво для многих служило приятным дополнением к обеду.
Бурное развитие общественного питания в Москве шло параллельно с процессом закрытия многих старых ресторанов. Так в 1923-м известный всем "Эрмитаж" на Трубной площади превратился в Центральный кооперативный клуб, а через два года в "Дом крестьянина". Внутри был лекционный зал, общежитие, пространство для выставок и столовая. Она, кстати, тоже попала в путеводитель, упомянутый ранее.
Историческая спираль
К 1927 году чиновники решили, что пора сворачивать частный общепит и сделать этот вид услуг отраслью государственной промышленности. НЭП двигался к завершению. Из интересного в то время открылась первая в Москве столовая с механизированной раздаточной линией. Заведение располагалась на современной площади Журавлёва у Электрозаводской улицы. В 1929-м появилась диетическая столовая на Селезнёвской улице. Кроме того, во всех столичных столовых ввели вегетарианские дни.
К началу 1930-х частных заведений становилось всё меньше. Вскоре они исчезли совсем. Отныне все кафе, рестораны и столовые принадлежали государству. Таким образом, в новом десятилетии всё в каком-то смысле вернулось к 1917 году. Ещё одно доказательство: #история развивается по спирали. Однако воплощение идеи на этот раз стало более удачным.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!