Безусловно, интервью относится к числу достоверных источников знаний о музыкантах. Здесь читатель получает информацию из первых рук, от самих музыкантов, минуя недобросовестные рецензии мемуаристов и представителей СМИ. Конечно, эти публикации имеют свои изъяны: так, характер интервью подчас зависит от именно журналиста, который управляет направлением беседы. Тем не менее подобные материалы дают много действительно ценной и уникальной информации.
Не так давно мне на глаза попались две небольшие статьи разных лет, посвященные Джону Дикону. Для всех поклонников Queen они могут быть интересны не только своей фактической составляющей, но и возможностью проследить, как менялась жизненная позиция бас-гитариста Queen. Своим мнением вы можете поделиться в комментариях.
1. Статья «Разговариваю с Диконом», журнал «Music star», 1974 г.
«Можно ли быть счастливым на пути к успеху? Мы предложили Джону Дикону рассказать нам о тех жизненных моментах, когда он чувствовал себя по-настоящему счастливым.
«Самым последним похожим впечатлением был наш американский тур, который был очень важен с профессиональной точки зрения, поскольку это был действительно отличный опыт. Я раньше никогда не был в Америке, и это открыло мне глаза на многие вещи. Самой насыщенной выдалась неделя в Нью-Йорке. Это было до того, как нам пришлось отменить тур из-за внезапной болезни Брайана. Мы выступали в театре, и атмосфера там была очень необычной, отличной от других концертов. Мы чувствовали некоторую скованность зрителей, поэтому всем было не до веселья.
Тем не менее нас встретили очень хорошо. Я был удивлен, что у нас есть свои поклонники в Америке, но тогда несколько человек пришли в футболках Queen. Мы, скорее всего, стали известны благодаря эфирам на радиостанциях. Мне самому очень нравится слушать радио, так что я купил кассетный магнитофон, на который можно записывать материалы с радио и слушать их в стерео. Я многое записал в Америке, поэтому теперь могу слушать это в любой стране. У меня в машине тоже есть плеер. Я, признаюсь, очень интересуюсь всякого рода техническими устройствами».
«Еще одной вещью, которая меня очень порадовала, стала новость, что наш альбом "Queen II" попал в чарты – это особенно приятно, потому что первый альбом был встречен гораздо скромнее. Всегда приятно видеть, что твою работу признают, хотя обычно я не очень из-за этого переживаю – в отличие от Роджера».
«В британском туре самым большим концертом был, очевидно, Rainbow, однако самым веселым стал наш последний концерт. Тогда мы выступали в небольшом клубе в Бирмингеме, взамен того шоу, что мы отменили ранее. Мы приехали и, поскольку это был заключительный сеанс, решили наконец-то расслабиться. Мы выпили по паре стаканчиков (напиток не указан. – Прим. пер.) и получили в целом огромное удовольствие. Кроме того, там был один забавный момент: Роджер поспорил на бутылку шампанского с некоторыми ребятами из дорожной команды, что они не рискнут во время шоу пронестись гурьбой через всю сцену. Но они это сделали».
«В личном плане для меня был важен эпизод, когда я ушел из дома, чтобы поступить в лондонский колледж. Здесь я имею в виду не событие само по себе, а его следствие – когда по прошествии какого-то времени я познакомился с другими ребятами, занимающимися музыкой, стал более уверенным в профессиональном отношении. Дома я играл в небольших любительских клубах, так что я не был новичком на сцене».
«Вначале я встретил Роджера и Брайана на дискотеке. Я услышал, что они ищут бас-гитариста, поэтому немного поболтал с ними. Тогда оказалось, что прослушивание проходило несколько недель назад, но все безрезультатно. Они так и не смогли найти человека, который бы им полностью подходил. К тому времени Фредди был уже на сцене, так что мое присоединение окончательно оформило Queen в том виде, в каком она есть сейчас».
«Другой важный момент – когда мы решили стать профессионалами. Раньше мы играли в свободное время, когда приходили с учебы или работы. Мы говорили о нашем движении к успеху в шутку, поэтому я не мог предположить, что мы в будущем серьезно займемся этим. Однако нам посчастливилось сделать демо-запись в приличной студии, что мы затем передали в различные звукозаписывающие компании. Они высказали свою заинтересованность, что вселило в нас уверенность и позволило на какое-то время забыть о риске».
«Думаю, что самыми увлеченными из нас были Фредди и Брайан. Брайан всегда думал о своей карьере; в университете он с увлечением изучал физику и астрономию, так что какое-то время он сомневался, стоит ли ему полностью связывать свою жизнь с музыкой. Двое других – прирожденные звезды. Фредди всегда подталкивал нас к успеху, говорил ободряющие слова, когда мы сомневались в себе и в будущем группы. Кроме того, он очень хорошо ладит с многими людьми, в том числе с музыкальными менеджерами. Это очень важно».
«Я помню свой первый музыкальный инструмент – маленькую пластиковую гитару "Tommy Steele", когда мне было лет 7, наверное. Я довольно часто брал её в руки, но ничего особенного не играл. Через несколько лет мои друзья начали играть на гитарах, и я присоединился к ним только потому, что у меня был магнитофон, который они могли использовать как усилитель. Однако я заинтересовался этим настолько, что уговорил маму купить мне испанскую гитару, и вот тогда все началось по-настоящему».
«Другое подобное событие – когда мы перешли от школьных выступлений к небольшим концертам, когда мы с важным видом разъезжали на старом потрепанном фургоне. Мне очень нравился этот беззаботный период».
«Теперь у меня появилось гораздо больше свободного времени, потому что раньше приходилось совмещать учебу и работу в группе. Сейчас я могу проводить время так, как хочу: например, ремонтировать что-то механическое – машины, радиоприемники и тому подобное. Мне нравится самому чинить свою машину – раньше я думал, что это очень сложно, но на самом деле это просто, все эти гайки и болты».
«Это моя первая машина, которую я не мог себе позволить еще каких-то полтора года назад. Она довольно скромная, но благодаря ей я лучше узнаю Лондон. Мы достаточно часто уезжаем на гастроли, поэтому я думаю, что не стоит покупать что-то большее».
«Несколько лет назад мы отлично провели время на каникулах в Корнуолле. Мы еще учились в колледже и обычно запихивали все наше оборудование в фургон, на котором ездили по Англии. Однажды Роджер, который родом из Корнуолла, сказал, что устроит там несколько концертов, поэтому мы сняли небольшой дом на две недели. Думаю, что это сплотило нас как группу, и именно тогда мы стали лучше узнавать друг друга. Роджеру, к слову, тогда удалось организовать около 6 концертов, так что это предприятие не было убыточным».
«Сейчас я с нетерпением жду нашего самостоятельного тура. Когда мы были вынуждены прервать наш американский тур, все шло очень хорошо. Мы были второй группой – снова поддерживали Mott the Hoople. Надеюсь, что в следующий раз мы станем хедлайнерами какого-нибудь небольшого тура. Конечно, тогда было здорово выступать, но люди, очевидно, приходили на Mott the Hoople. Такой расклад, очевидно, был не в нашу пользу. Тем не менее все зависит от нас, чтобы люди так же полюбили нас, не так ли?»
2. Интервью из немецкого подросткового журнала «Popcorn», 1984 г.
Интервьюер: «Вы, Джон, очевидно, самый тихий участник Queen. Но не могли бы вы рассказать нам, кто из вас главный?»
Джон: «В некотором смысле Фредди, который в личном плане очень сильный и убедительный. Брайану тоже есть, что сказать, поскольку он один из лучших музыкантов на свете. Роджер также вносит свою лепту, в то время как я предпочитаю быть на заднем плане. Я довольно тихий парень и подхожу ко всему систематично».
Интервьюер: «Назовите самые примечательные особенности Queen».
Джон: «Самое главное – то, что нас приняли как четырех совершенно разных личностей, со своими музыкальными стилями. У всех наших конкурентов есть свой устоявшийся имидж, которому подчиняется каждый участник. В Queen каждый может делать то, что хочет – и несмотря на это, мы добились вместе успеха!
Интервьюер: «Некоторое время назад вы взяли на себя роль главного финансиста группы. Не чувствуете ли вы себя поэтому больше бизнесменом?»
Джон: «Я в первую очередь музыкант, хотя я действительно отвечаю за финансовые вопросы Queen. Никогда нельзя забывать, что все то, что мы делаем, требует больших денег. Я свою главную задачу вижу в том, чтобы прикрывать других и предоставлять им всю необходимую свободу для работы над музыкой».
Интервьюер: «Учитывая все усилия вашей группы, может ли случится так, что Queen в будущем сосредоточится на стадионных шоу?»
Джон: «Нет мы не особо любим стадионы, потому что из-за большой площади нам приходится использовать видеоэкраны, и зрители автоматически смотрят именно на экран, а не на сцену. Мы ориентируемся не на это. Все-таки лучше сохранять контакт со зрителями».