Школьное время – время чудесное
Время, когда созревают сердца
Время познания тайн неизвестного
Время начала пути до конца…
Очередной осенний солнечный день был в полном разгаре, продолжая наполнять событиями будущие воспоминания.
Рабочая тишина школьных коридоров готовилась к переменке. Вот-вот должен прозвенеть звонок, и она зажмурившись ждала привычную громкую трель. Васька тоже её ждал, искоса поглядывая на портрет Максима Горького, точнее на его моржовые усы, которых уже практически коснулся солнечный луч, а значит скоро будет звонок. Солнце всегда подкрадывалось к его портрету когда заканчивался пятый урок.
Настроение было прекрасное. По расписанию сегодня было всего пять уроков и ребята договорились остаться в школе и немного побегать, а точнее поиграть в салки, а ещё точнее - в "сифака". Это немного усовершенствованная игра в салки, где салишь друг-друга бросаясь каким-нибудь предметом. Старая сухая тряпка для вытирания доски, пропитанная мелом и паркетной мастикой, дожидалась своего часа, спрятанная между батареей и подоконником в коридоре третьего этажа. Она была прекрасным "инвентарем" к этой динамичной игре. Васька переглядывался с Пашкой и другими ребятами, которые тоже с нетерпением ждали этого момента, а Колька, который остался "водой" с прошлой переменки, уже начал угрожающе улыбаться. Тетрадки и пеналы были незаметно убраны. На партах оставались только учебники, готовые моментально скрыться в портфелях после звонка при первой же возможности. Было важно как можно быстрее выскочить из класса и убежать подальше не "осаленным" этой противной тряпкой.
Наконец прозвенел звонок. Его знакомый семисекундный звук, как звук гигантского будильника, разбудил вокруг движение и суету. Технически, звонок с урока и на урок был абсолютно одинаковым, но по внутренним ощущениям был абсолютно разным. Звонок на урок всегда начинался как-то гулко, он прорывался сквозь шум и гам, постепенно отвоевывая у них внимание к себе. Звонок же с урока, яркой и звонкой бодростью врезался в тишину. Он снова заводил движение, это был звонок действия, звонок свободы. В зависимости от школьного этажа, интенсивность этого движения была разная. На втором этаже, где располагались начальные классы, младшие школьники выбегали в коридор, как говорится, "налегке". Им не надо было переходить в другие помещения, так как все уроки проходили в одних и тех же классах. На четвертом и пятом этажах царила какая-то степенность. Старшеклассники уже больше понимали и принимали негласное правило - звонок на урок, это для учеников, а звонок с урока - для учителя. Вся концентрация безудержной энергии располагалась на третьем этаже, где ученики четвертых, пятых и шестых классов, словно колода карт, растасовывались из класса в класс. Только там, в зависимости от переменки, двери аудиторий могли раскрываться настежь уже через мгновение после начала звонка. Третья переменка, например, когда в столовой накрывались "завтраки", была апогеем бесчинства. Нельзя сказать, что все были настолько голодные, что мчались вниз по лестнице в школьную столовую ради сырка "Дружба" или сосиски с чаем, вовсе нет. Здесь был важен сам принцип - прибежать одним из первых, не забыв по пути закинуть свой портфель поближе к классу, где будет следующий урок.
Прозвеневший звонок с пятого урока снова оживил школьный муравейник. Вот и 5 "Б" класс, в котором учился Васька, получил долгожданную отмашку учителя - "урок закончен". Сразу задвигались стулья, зашелестели пакеты, звуки застежек и молний портфелей и сумок наполнили все вокруг. Все мальчишки, участвующие в игре, как стайка воробьев выпорхнули из класса, и как предполагалось, разбежались в разные стороны, а Колька помчался к батарее.
Солнечная погода за окном и азарт в предвкушении веселой игры, еще больше поднимали Васькино настроение. А еще в кармане с самого утра приятно ощущалась пятидесятикопеечная монета, которую Васька вчера выпросил у родителей чтобы пообедать в школе вместе с ребятами, которые оставались на "продленке".
Он заботливо завернул её в бумажку, чтобы дорогая монета случайно не выскочила во время игры. Было здорово, что как раз сегодня он получил пятерку по математике, подтверждая рентабельность этой "солидной инвестиции".
Начав игру, Васька решил не выпускать из вида "воду" и следить за ним на короткой дистанции пока идет переменка. Затеряться среди остальных учеников было вопросом техники. Пашка, который сегодня был также инвестирован родителями, с широкой, но сосредоточенной улыбкой следил уже за Васькиными движениями, пытаясь по нему угадать направление движения временного владельца тряпки.
- Три-три, нет игры! - вдруг крикнул Колька - Сифу свистнули!
Он вышел в центр коридора и стал ждать разбежавшихся ребят.
- Сифу свистнули! Три-три, нет игры! - громко повторил Колька.
- Коля, ты чего кричишь? Иди домой, читай "Зимнее утро"! Завтра обязательно тебя вызову к доске! - сказала учительница, выходя из класса с журналом и сумкой в руках.
- Хорошо Людмила Серафимовна, сейчас! - буркнул ей в ответ Колька, не переставая внимательно дожидаться, кто же первый из ребят к нему подойдет.
Первым подошел к нему Васька, покинув свое укрытие за выступом стены неподалеку. Он рассчитывал, что Колька пробежит мимо и его не заметит, и можно будет не убегать, а тихонько красться за ним, оставаясь в выигрышном положении.
Дождавшись, пока учительница скроется за дверью лестничной площадки, Васька гримасным голосом повторил Кольке:
- Коля, ты чего кричишь? Иди домой, учи уроки! Слышал, что тебе Серафимовна сказала?! - и засмеялся.
Но в ответ, одновременно со словами "Два-два, есть игра!", Колька неожиданно выхватил из-за пазухи "пропавшую" тряпку и бросил в Ваську, попав ему точно в плечо.
- Ах ты гад! - удивленно улыбнувшись крикнул Васька вдогонку удирающему Кольке - Тебе капец!!! - Он формально отряхнул свое плечо и подняв мерзкую тряпку помчался вслед за ним.
Вся ватага высыпала на улицу. По негласным правилам играть можно было везде, как в самой школе, так и на школьном дворе. Нельзя было только выбегать за территорию, прятаться в канцелярии у директора и салить в столовой. Мальчишки носились вокруг школы, разгоняя желтую листву. Тряпка, завязанная уже кем-то в узел для улучшения полетных характеристик, летала метеором, заставляя показывать чудеса изворотливости. Вскоре активность снова переместилась вовнутрь школы. Прозвеневший звонок на шестой урок погрузил в тишину школьные этажи и бегать приходилось как можно тише. Разгорячённым на улице ребятам конечно казалось, что вся их беготня была абсолютно бесшумной, но это было далеко не так.
Школьный завуч Наталья Александровна, которая обитала на четвертом этаже в учительской, иногда во время уроков обходила школьные классы, проверяя порядок и дисциплину на уроках. Получить от неё замечание было плохим знаком как для учеников, так и для учителей. Иногда хватало одного её строгого взгляда, чтобы по спине пробежал неприятный холодок, поэтому все настораживались, когда слышали за дверью характерное "цоканье" её каблуков. И сейчас она, как всегда обходила классы старшеклассников, интересуясь отсутствующими по неуважительной причине.
Заглянув в несколько классов и с удовлетворением отметив для себя порядок, тишину и дисциплину, царящую на уроках, она приближалась по коридору к лестничной площадке, чтобы подняться на пятый этаж и проверить как идут занятия на уроке химии. В тоже самое время, но этажом ниже, Васька "бесшумно" мчался от нового "воды", успешно увернувшись от пролетевшей мимо сифы. Образовавшийся небольшой запас времени, пока "вода" его не видит и побежит поднимать "узелок", Васька решил использовать, чтобы стремительно подняться на четвертый этаж и занять там удобную позицию. И вот, буквально влетев на четвертый этаж, он со всего маха угодил прямо в руки Натальи Александровны, которая рефлекторно ухватила его за плечо, еле удержавшись на своих каблуках.
- Курочкин!!! Ты куда так несёшься?! - громко воскликнула она, еще крепче ухватив Ваську за плечо.
- Я не Курочкин, а Корочкин - виновато пробубнил Васька, старательно пытаясь скрыть свое разгоряченное дыхание.
- Тем более, Корочкин! Ещё раз спрашиваю, ты что здесь бегаешь?!
- Просто - тихо сказал Васька, вытерев рукавом свободной руки свою мокрую и без того взъерошенную чёлку.
- Ты что так дышишь, как паровоз? Какой у вас сейчас урок? Где твой портфель?! - продолжала свой допрос строгая завуч. Её идеальная картина учебного процесса была испорчена "кляксой", которую она держала в руках, и которую срочно необходимо было наказать!
- Портфель внизу, на третьем - чувствуя приближающееся наказание, грустно промямлил Васька - Уроки уже кончились - ему было понятно, что сейчас в его дневнике "нарисуется" какое-нибудь грозное замечание.
Между тем "вода", который побежал было за Васькой, услышав строгий голос завуча, резко развернулся и как можно тише поспешил вниз по лестнице, предупреждая всех жестами и шепотом - "Завуч! Васька на завуча нарвался!"
Вся оставшаяся ватага ребят, моментально очутилась на улице и опять же как воробьи, уселась на трубе, служившей маленьким ограждением газона перед школой. Минут через пять вышел и Васька. Он с печальной улыбкой бросил свой портфель в общую кучу и сел рядом со всеми.
- Ну чё она? - участливо спросил Пашка.
- Записала - буркнул Васька.
- Покаж - почти хором сказали ребята.
Васька полез в свой портфель, достал дневник и показал свежую запись, сделанную красной ручкой как раз рядом с его гордой пятеркой по математике. Запись гласила - "Остается после уроков в школе и бегает до изнеможения!!!" Эта формулировка всех очень рассмешила. От нее веяло какой-то беспомощностью и эмоциональностью. Вдоволь насмаковавшись разными интерпретациями выражения "до изнеможения", друзья стали всячески подбадривать Ваську, типа - "Такой крутой автограф дорогого стоит!". Оставалось только надеяться на то, что родители тоже подойдут к этой записи философски.
Посидев ещё немного на улице, ребята решили на сегодня закончить игру и стали расходиться по домам. Из большой кучи портфелей на асфальте остались лежать всего два - Пашкин и Васькин. Их ждал еще школьный обед, который был очень кстати после такой физической разминки.
Сегодня обед стоил ровно сорок копеек. Он стоил всегда по-разному, от тридцати восьми, до самого дорогущего - за сорок две копейки. На "дорогой" обед на второе подавали курицу с рисом, а сейчас были котлеты с пюре. А ещё сегодня в школьный буфет привезли виноград, который продавался на вес. Васька и Пашка решили скинуться по оставшемуся после обеда гривеннику и устроить себе вкусный десерт. На двадцать копеек получилась достаточно крупная гроздь, которую они решили отведать на свежем воздухе.
Выйдя из столовой на улицу, друзья разместились на приступочке фундамента школы, на солнечной стороне. Мягкие лучи солнца пробивались сквозь поредевшую осеннюю листву и освещали два счастливых веселых лица школьников. Пахло влажной тополиной листвой и виноградом. Осеннее солнце, хотя и немного, но все же приятно пригревало. Съеденный только что обед не умалял желания насладиться аппетитными ягодами. Тут же была придумана новая игра - есть по одной ягодке, и кому последнему не хватит - тот дурак. С новым азартом ребята стали сбрасываться на "камень, ножницы, бумага", кто первый съест ягоду. Выиграл Пашка, и поместив гроздь с несколькими отделившимися ягодами в "чашу" из двух ладоней друг-друга, мальчишки взяли по одной ягодке. Спелые виноградины моментально отправились в их рты, наслаждая своей сочностью и сладостью. Вкус винограда был вдвойне приятен, подогреваемый солнечным теплом. Пашка и Васька смаковали "первую партию" как можно дольше, тщательно обрабатывая косточки и растягивая удовольствие.
На карнизе третьего этажа, как раз над нашей незадачливой парочкой, так же наслаждались тем же тёплым солнцем, несколько упитанных голубей. Они только что полакомились остатками школьных завтраков, которые недавно высыпали в контейнер с корявой надписью "пищевые отходы", находившийся рядом со столовой. Сыто курлыкая и закрывая глаза, пригревшись на солнышке, голуби иногда менялись местами, вероятно тоже играя в свои птичьи игры. В конце концов один из них, наверное самый сытый, брызнул пометом куда-то вниз и снова зажмурился. Через короткую паузу снизу раздался сначала тихий отрывистый, а затем громкий и звонкий смех. Он переходил в истерический и захлебывающийся хохот и продолжался очень долго, заставив голубей на всякий случай переместиться в другое место от этих смешных людей.
Во время той, короткой паузы, Пашка с азартом опытного игрока посмотрел на Ваську, и потянулся было за второй виноградиной. В тоже мгновение обильный шлепок голубиного помета упал точно в центр аппетитной виноградной грозди, забрызгав всё, каждую ягодку, испачкав ребятам ещё и руки. Подобное развитие событий ну никак не ожидалось и вся его бескомпромиссность и курьёзность заставила ребят сначала замереть в искреннем удивлении, а затем разразиться просто истерическим смехом. Хохот продолжался очень долго, то угасая, то возобновляясь с новой силой.
Обгаженный виноград конечно же пришлось выкинуть. Может быть, если такое произошло с мальчишками по-отдельности, то могла бы возникнуть мысль его отмыть или что-то в этом роде, но в данном случае однозначно гроздь полетела в знакомый контейнер.
Так веселый случай не дал определить кто из них остался на этот раз дураком, хотя голубь всё же победил обоих...
ещё рассказ...