По дороге в ближайшую терму, юноша с восторгом рассматривал городскую архитектуру, высокие здания были выстроены из тесанного камня и глины.
Многие дома имели глинобитные купола покрытые голубой глазурью.
По широким улицам неспешно передвигались знатные горожане в сопровождении рабов, закрывающих хозяев зонтиками от палящего солнца.
Юноша остановил одного из местных, по виду простого горожанина.
- Уважаемый, где мне найти ближайшую терму? - задал он вопрос на персидском.
- Терму? Может быть хаммом для омовений? - горожанин рукой указал направление и приметы здания.
Поблагодарив мужчину, Абай направился прямиком в нужное место.
Оплатив вход, он прошел в холодный зал, где скинув одежду отдал ее здешнему рабу для стирки, выслушал от него как пользоваться хаммомом и начал с теплого бассейна, вода в котором была подбеленна известью, оттирая въевшуюся в кожу грязь жёсткой мочалкой.
Затем перешел в горячий бассейн, отмокая и наслаждаясь приятной слабостью.
В их общине для очищения тела использовалась небольшая меховая палатка, в которой на раскаленные камни лили воду до образования густого пара и затем смывали грязь используя мочалку из куска войлока и мыльной смеси бараньего жира и золы.
- Мир твоему дому, сак. Из какого ты племени? Тиграхауда? Хаумаварга? Массагеты? Парадарайя? - обратился к нему на ломаном сакском наречии, лежащий в соседнем бассейне смуглый широкоплечий мужчина со шрамами по всему телу.
- Я не из племенного союза, наша община из простых скотоводов - ответил ему на персидском юноша.
- Простые скотоводы? - недоверчиво протянул сосед тоже перейдя на персидский язык и разглядывая мощную фигуру юноши, перевитую узловатыми мышцами, - с этого берега Яксарта или с того?
- С этого берега, а ты сам откуда?
- Из Батрии. Бактриец я с рождения. Пехлеван меня зовут.
- А что здесь делаешь?
- Приехал с караваном из родного города, собираюсь на ту сторону реки к массагетам с торговлей, хочу выменять изделия из железа, лазурит, шелк, ювелирные украшения.
Везу на обмен ковры, масла, шерсть, хлопок, лен, парчу.
За них дают хорошую цену.
Саки очень честный и справедливый народ если с вами дружить.
- Так ты торговец?
- Сейчас да, раньше у персов в ополчении служил, заработал немного, теперь решил торговлей заняться, так поспокойнее. Ты случаем подзаработать монет не желаешь?
- А что надо делать?
- Мне проводник и переводчик нужен из саков. У ваших там за рекой диалектов много, а я не все языки понимаю. А ты я вижу и наш язык знаешь и родной.
- Знаю некоторые. Сколько платишь? - юноша не стал сообщать бактрийцу, что ему тоже надо на тот берег Яксарта, к вождю тиграхауда Скунха.
- Десять серебряных!
- Договорились! - сдерживая улыбку сказал Абай, на такую сумму он сможет купить у знакомых скотоводов новую отару овец и коз, взамен погибших от песчаной бури или принесенных в жертву богам, в степи рядом могилой матери.
- Я рад что ты согласился. Эту сделку надо отметить! Ты где остановился на ночлег? - поинтересовался Пехлеван, - я у грека Аристархоса.
- Это у которого постоялый двор рядом с западными воротами?
- Да, у него, а ты знаком с ним?
- Не поверишь, это он меня сюда послал и к себе в харчевню устроил.
- А как же наша сделка? Через неделю отправляться надо в путь!
- Не волнуйся, Пехлеван, это временная работа, монеты нужны, к нашему отъезду буду свободен. У тебя большой караван?
- Пять навьюченных верблюдов, десяток груженных ослов и две крытые повозки с быками.
Дальше разговор пошел о деталях предстоящего путешествия, законах и обычаях саков и батрийцев.