И нет переводу марийско - русскому роду
Огромную силу приобретает человек, который бережно относится к наследию предков, хранит память о них, знает свои родовые корни. Такой человек словно вобрал в себя все лучшее из своего рода: опыт, традиции, отношение к миру, любовь. Любовь, льющуюся из сердца матери, поющей колыбельную над люлькой при свете лучины; любовь, орошающую потом рубаху отца, идущего за плугом.
С. Д. Джамилова, уроженка д. Нижнего Бардыма, трепетно относится к истории своего рода. Ее прапрадед Василий Кленов родом из д. Кленово (Дружино - Бардым). Он женился на мариечке, и у них родилось 11 детей, среди которых Ярмолаевы, Егоровы, Елкины, Камаевы…Одна из его дочерей вышла замуж за русского и уехала жить на Пристань и в родную деревню больше не вернулась, считая себя тоже русской. Сам Василий также, чтобы русские потомки не переводились, внучку Машу выдал замуж за Василия Куклева. У них родился сын Александр, который воевал на фронте, а после демобилизации в 1946 году работал заведующим отделом школ Манчажского райкома ВЛКСМ, заведующим избой - читальней в Дружино - Бардыме. С 1948 года Александр Васильевич служил в милиции, являясь участковым уполномоченным в Манчаже.
- Моя мама Антонина Ивановна Бугрина (Дмитриева) - рассказывает Степанида Дмитриевна, - правнучка В. Кленова. Она родилась в Нижнем Бардыме в 1927 году. После смерти отца, она (на тот момент ей было восемь лет) и младший брат Тимофей воспитывались дедом Гавриилом Васильевичем. В семье долгие годы хранился кованый сундучок, которым дед был награжден за отличную службу в царской армии.
Семья не бедствовала - Гавриил Васильевич имел свой магазин. Мама рассказывала, как их семью раскулачивали. Вынесли из дома все! Даже пеленку под грудничком - братом вытащили. Остались лишь с тряпьем, которое мама успела засунуть в печь и прикрыть дровами.
Во время войны дед шил для фронта фуфайки. Мама ему помогала: накладывала вату, стегала. Дарья, дочь Гавриила, возила на лошади в Красноуфимск зерно.
Племянник Гавриила, Петр Кленов, жил в двухэтажном доме, второй этаж которого отдал под школу, а сам с семьей перешел жить на первый, где не было даже окон. Петр работал ветеринаром.
После смерти деда мама устроилась на ферму дояркой. Однажды к ним зашел председатель и говорит: " У вашей девочки есть, что надеть - она поедет на лесоповал!" Пришлось маме лес валить. Досталось ей в жизни! Позже мама устроилась воспитателем в детский садик, а когда уехала в г. Усть-Илимск, то трудилась фасовщицей в магазине.
И писало детство мелом
Степанида Дмитриевна родилась в 1955 году в Нижнем Бардыме. Папа, Дмитрий Дмитриевич, трудился кладовщиком, а потом и председателем профкома. Рано ушел из жизни - имел порок сердца. Мама одна поднимала четверку детей: Сергея, Федора, Степаниду и Александру. Все семейство жило с родителями отца, также у них на иждивении находились еще внуки Лида и Коля. Жили в тесноте, но дружно.
Детский сад никто из детей не посещал. Однажды, когда Федю отдали в садик, бабушка, Анна Яшкина, не выдержала и решила понаблюдать, как внук ведет себя. Подкралась к окну и видит: дети сидят за столиками и завтракают, а Федя грустный и не притрагивается к еде. Она решительно забрала Федю домой и уже никого из своих "кровиночек" на казенные щи не отдавала.
Бабушка была большой чистюлей. И в доме, и во дворе у нее всегда был порядок. Девочки ежедневно мыли не только полы, но и выложенную камнем дорожку во дворе.
- Росли мы в труде, - вспоминает Степанида Дмитриевна, - в четыре утра мы с сестрой уже были на ферме и помогали маме вручную доить коров. С дедушкой, Дмитрием Кивдвиновичем Каптиевым, сенокосили и возили на тележке сено; зимой чистили снег. Дед из березы мастерил нам лыжи и санки. А еще мы вместе с ним рыбачили, ставили "морды". Бегали мы и на Головинский пруд, там водились карпы.
Много времени проводили на речке, которая была перед домом. Мастерили плоты и плавали на них. А ранней весной плавали и на льдинах, играя в "спасение рыбаков". Летом безвылазно купались. А как - то, насмотревшись по телевизору на красавиц в модных купальниках, решили сшить себе такие же и вытащили из сундука десять метров ткани, которую, конечно, испортили.
У нас была сплоченная кампания: я, сестра Александра, двоюродные сестры Елена и Лидия, подружка Даша. Дашин отец Микиш был конюхом, и мы бегали к нему, смотрели, как купали коней, а после он ловил для нас раков и жарил.
Любили мы играть в "бригаду". Даша организовывала нас на прополку своего огорода, нашего и соседских. А то выстроит нас, даст первому и последнему в руки по флажку, и мы идем на сбор шишек. Не обходилось и без вылазок на совхозное поле, где выращивали лук - батун. Пешком ходили в Азигулово и в Манчаж. Там обходили все магазины, словно посещали музейные экскурсии, и покупали апельсиновые карамельки - в Бардыме таких конфет не продавали.
По всему лету собирали ягоды и грибы, которые продавали в Манчаже. На вырученные деньги купили два велосипеда: "Школьник" и подростковый. На великах ездили в Манчаж - отвозили брату Сергею (жил на квартире во время учебы) молоко, сметану, творог.
Мама шила заготовки для кукол, которые мы набивали соломой. С куклами играли в школу. Дома исписали мелом всю печку, стены конюшни и пол, конуру. Нравилось учительствовать!
Пришвин, Паустовский, Тютчев, Фет - багаж учительского сердца
Первая учительница Анастасия Николаевна Николаева вручала лучшим ученицам тетрадки в косую линейку и отправляла домой к будущим первоклассникам, где они учили малышей письму. Такие занятия были по душе Степаниде - она с удовольствием помогала ребятам, представляя себя настоящей учительницей.
Училась она успешно, была активисткой: председателем совета отряда и дружины, пионервожатой, комсоргом; пела в школьном хоре и со сцены клуба; занималась спортом: легкой атлетикой, стрельбой из винтовки, ежегодно была в составе школьной команды на турслете; шила в кружке "Умелые руки".
С особой теплотой вспоминает своих учителей: В. А. Камаева, Т. Г. Железнякову, Т. Б. Батырова, М. П. Ягодарову…
После окончания школы поступила в Красноуфимское педучилище на отделение начальных классов. Практику проходила в Симинчинской школе под руководством Дины Ивановны Кузнецовой. Получив диплом, вернулась в родную школу, где директор, Иван Михайлович Ягодаров, определил ее преподавать русский язык и литературу.
-Захожу в седьмой класс, - вспоминает Степанида Дмитриевна, - дети шумят, а я строго так заявляю: "Учиться, так учиться!". Потом уже повзрослевшая девочка из этого класса мне сказала: "Вы зашли такая маленькая, но мы Вас испугались". Я требовательная и строгая учительница, спуску не давала и в вечерней школе - преподавала там три года. Я маленького роста, а в вечерней школе ученики (14 мужчин) выше меня на три головы. Мой сосед, здоровенный дядька, ухмыляется: "Ой, соседка, наверное, "пять" мне поставишь?" А я знаю, что сочинение ему жена написала и твердо отвечаю: "Нет! Поставлю четыре за то, что принес".
Степанида Дмитриевна окончила филфак Нижнетагильского пединститута. Много читала, и в ее душе по-новому зазвучали пришвинские строки: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать". На уроках литературы она и начала доставать из "кладовой солнца" (произведений русских писателей и поэтов) сокровища языка и человеческой души.
- Каждый вечер, готовясь к урокам, - признается Степанида Дмитриевна, - я подбираю самые красивые предложения из текста (описания природы, портрета героя), строки из стихотворений, которые использую не только для объяснений правил, но и для того, чтобы показать детям, как красив наш мир, как разнообразна и богата жизнь. Послушайте, какая мелодия в каждой строчке:
-И за серебряную нитку июльский дождик подержать. (М. Найдич)
- Студеные седые росы на травах жемчугом горят. (М. Дудин)
-Листопадом ковровые шали спеленали осеннюю землю. (Н. Клюев)
- И, словно бабочки ночные, стучатся звезды о стекло (В. Фирсов)
- Люблю Пришвина, Паустовского, Фета, Тютчева, - признается учительница, - они воспевают природу, с которой мы неотделимы с детства. А еще мне близки "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень" Анатолия Иванова - все наше, родное. Я приношу книги в школу и дополнительно читаю детям на уроках. А бывает, напишу на доске предложение про Ульяну Громову, смотрю, ребята заинтересовались, тут же советую им прочесть "Молодую гвардию".
Будучи классным руководителем, энергичная Степанида Дмитриевна, любящая родной край и природу, водила учащихся в многодневные походы в Сарану, Наталинск, Озерки, где посещали местные достопримечательности: стекольный завод, краеведческие музеи, Марьин утес. А каждое воскресенье ученики заходили за любимой учительницей домой и забирали ее в лес - печь печенки, читать у костра стихи Есенина.
В 1984 году Степанида Дмитриевна выходит замуж за строителя из Азербайджана. Бейдулла Джамал оглы, темноволосый красавец, окончил Бакинский политехнический институт факультет "Промышленное и гражданское строительство". В 1987 году уезжает с ним в село Долиновка Воронежской области, где он трудился старшим прорабом на стройке, а она - в школе. В 1990 году супруги возвращаются в Нижний Бардым. Степанида Дмитриевна и не предполагала, какая беда здесь их ждет - трагически погибает Бейдулла.
Несмотря на перипетии жизни, в 1993 году возглавляет Нижнебардымскую школу и работает 25 лет директором. С 2004 года еще и преподает русский язык и литературу.
- Быть директором школы, - признается Степанида Дмитриевна, - это большая ответственность. Ты срастаешься со школой так, что уже неотделим от нее. Все образовательные и хозяйственные задачи вырываются на передовую твоей жизни, поглощают тебя. Мне даже приходилось самой шить национальные марийские костюмы для концертной деятельности учащихся.
Степанида Дмитриевна имеет огромное множество грамот и благодарственных писем Министерства образования РФ, Правительства Свердловской области и Законодательного Собрания, является ветераном труда. Но самым большим достижением своей жизни все же считает семью.
- Мои дети Рена и Мурад, - продолжает Степанида Дмитриевна, - всегда были первыми помощниками: в школе, на пришкольном участке, дома. Сейчас они также приезжают ко мне, помогают с огромным хозяйством (огород, три теплицы, сад с плодовыми деревьями, корова, теленок, индюки…). Дочь имеет два высших образования (сельхозакадемия и УрФУ), работает экономистом в Управлении образования. Сын окончил УрГПУ, получив специальность педагог - менеджер по электроснабжению, трудится в "Ростелекоме". У меня замечательные внучки: Виктория (4 года) и Диана (5 лет). С ними я тоже хожу в походы - открываем удивительный мир травы, цветов, деревьев, облаков, птиц и кузнечиков. Мир поэзии, переходящий в музыку:
И без начала, без конца
повисли звуки звонким роем
и ждут, что мы окно откроем,
а заодно -
свои сердца.
(М. Найдич)
Татьяна Костырева
2022 г